Евгений Онегин — главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «наследник всех своих
родных», как говорит о нем сам Пушкин. Онегин показан самим Пушкиным как человек с очень сложным и
противоречивым характером. Сам Пушкин говорит о нем весьма противоречиво: весь роман преисполнен
легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его «хорошести», как-то: манеры, способности
вести разговор — все эти положительные качества даются как-то иронично. Автор, с каким-то неповторимо
корректным смакованием, хвалит Онегина, но в то же время всегда остается капля тонкой иронии, которая не
исчезает почти до самого конца. Но в то же время сам Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с
Онегиным, что поэту нравятся его черты, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, говорит о
том, как они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней...
Мне самому Онегин показался законченным эгоистом, что, в принципе, немудрено: отец почти не обращал
на него внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернерам — «мосье и
мадам», а те, в свою очередь, холили парня, лишь «слегка за шалости бранили», «не докучали моралью
строгой». Поэтому естественно, что мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и
удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь, обращать внимания на чувства, интересы, страдания
других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить, причинить боль человеку, даже не
задумываясь над этим. Его острый язык и подлость характера стали причиной гибели Ленского. Пушкин хорошо
сказал о его злом и остром языке: «Сперва Онегина язык меня смущал; но я привык к его язвительному спору, и
к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм».
Противоречия в характере Онегина, сочетания в нем безусловно положительных черт с резко <
отрицательными обнаруживаются на протяжении всего романа; четко видны изменения Онегина: ему
надоедает жизнь городского франта, ему наскучивает эта роль, и он переселяется в поместье, оставленное
ему в наследство от дяди. Там он на некоторый промежуток времени находит интересные занятия, но и они ему
наскучивают через пару деньков. События, происходящие в последних главах, сильнее всего действуют на
него: первое его изменение — смена привычного эгоизма и пассивного невнимания к окружающим приходит
вместе со смертью его друга, Ленского, которая происходит по вине Онегина. В этот момент он уже не тот
высокомерный, стоящий выше всех жизненных впечатлений, иногда только недовольный сам собой, холодный
эгоист. Он буквально приходит в ужас от своего страшного и бессмысленного преступления. Убийство Ленского
переворачивает всю его жизнь. Он не переносит воспоминаний об этом зловещем преступлении, которые
приносят знакомые места, он мечется по свету в поисках забытья, но эти поиски не увенчиваются успехом. Он
возвращается после долгого путешествия по России. Он познает все муки любви, сидя запершись у себя в
кабинете. Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и
переживания людей, с которыми он, сталкиваясь в прошлом, думал только о самом себе...
Мы видим, что Онегин, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он стал гораздо
серьезнее, внимательнее к окружающим. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, которые
задевают его до глубины души. Вернувшись, Онегин вновь встречает Татьяну. И вот теперь-то он, пораженный
ее умом, благородством, сильными душевными качествами, сдержанностью в выражении чувств, влюбляется в
Татьяну, как больной, заболевающий болезнью. Как же далек этот, переживающий свою любовь, человек от
Онегина из первых глав романа!