В имении, полученном в наследство от дяди, Евгений пытается улучшить жизнь крестьян:
Ярем от барщины старинной/ Оброком легким заменил...
Но этой единственной реформой и ограничилась вся деятельность Онегина-помещика. И опять жизнь "без цели, без трудов". Судьба посылает ему друга, он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский очень разные, но вместе они олицетворяют то прекрасное, что было присуще молодежи того времени: рассудительность и порывистость, скептицизм и мечтательность, трезвый ум и романтизм. Но светские предрассудки привели к роковому, непоправимому событию: дуэли и гибели Ленского.
"Убив на поединке друга", Онегин остается один на один с муками совести, тоской, разочарованием во всем и во всех.
В подавленном состоянии Онегин покидает деревню, отправляется в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются. Это до какой степени отчаяния должен дойти человек, чтобы произнести вот эти слова:
Зачем я пулей в грудь не ранен,/Зачем не хилый я старик,/
Как этот бедный откупщик?/Я молод, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска...
По мнению Белинского, Онегин - богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения. В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям. Недаром Белинский назвал Онегина "эгоситом поневоле": бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии. Новая встреча с Татьяной открыла в герое способность любить возвышенно и страстно. Но верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не способна другого человека - своего мужа: Но я другому отдана;/ И буду век ему верна.
Онегин опять одинок. Что ждет его впереди? "... Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца", - так оченил Онегина и "поэму" о нем великий критик Белинский.
Историю жизни "лишнего человека", человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А.С.Пушкина - Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман "Герой нашего времени". Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально - филосовский и психологический роман в прозе. Как и в стихотворении "Дума", автор пытается найти ответ на волнующий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения своих недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного пути. История жизни Печорин, представителя поколения 30-х годов, трагическая судьба его - ответ на этот вопрос. В предисловии, к роману автор писал: "Это точно портрет, но портрет, солставленный из пороков всего поколения". Как и в стихотворении "Дума", Лермонтов в романе выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности "блдее к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья".
Лермонтов глу
Противоречия между высоким сознанием дворянского интелигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям "Думы", прозвучавшей как похоронная песня потерянному поколению:
К добру и злу постыдно равнодушны,/В начале поприща мы вянем без борьбы:/ Перед опастностью позорно малодушны,
А перед властию - презренные рабы
"Дума" - поэтическое выражение проблем и мыслей романа "Герой нашего времени".
Образ Печорина, главного героя романа, - вершина всего творчества Лермонтова. Писатель смог создать образ героя своего времени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и понимая историческую сущность окружавшей его действительности.
Печорин - сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полной веры, жажды свободы, страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствием веры в подвиг, любовь и дружбу и поражденная этим скука лишают для Печорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей "силы необъятные", и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Автор не скрывает недостатков и противоречий своего героя, но это были пороки целого поколения. Трагедия молодого человека усугублялась тем, что он вынужден жить в среде, которую презирал и отвергал. Передовой человек 30-х годов XIX века чувствовал себя "лишним" в своей стране и даже в целом мире. Но в реалистическом романе "Герой нашего времени" Лермонтов уже приводит своего героя к сознанию того, что хотя жизнь и приносит страдания, невыносима "скучна", но лишь в ней человек может обрести счастье, испытать и печаль, и радость.
В этом оптимизм и жизнеутверждающая сила романа "Герой нашего времени".
Таким образом, Чацкий, Онегин, Печорин - типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них - герой своего времени. Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Чацком будующего декабриста, в Онегине - "эгоиста поневоле", в Печорине "страдающего эгоиста".
Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинтсвами: благородством мыслей и стремлений, желанием жить осмысленно, для великого дела; приносить пользу родине и нроду, жичь честно, по совести. Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушктина, М.Лермонтова.