Роман — это большое по объему произведение о судьбе конкретного человека. А. С. Пушкин различными способами раскрывает характер главного героя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. События, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа Онегину восемнадцать лет, в конце — двадцать шесть). Автор показывает эволюцию героя. Читатель видит изменения, произошедшие в Онегине. В первой главе это избалованный молодой человек, который «острижен по последней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлечениях убивающий время. Еще совсем юный, он уже мастерски играет чувствами:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой
Блистал послушною слезой!
Список его «умений» можно продолжать и продолжать. Однако никаким полезным делом юноша так и не занялся («Зевая, за перо взялся, Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его...»). «Молодой повеса» — такое (очень удачное) определение дает герою автор. Но самое страшное в том, что, пресытившись светской жизнью, познав ее законы, Онегин утрачивает способность искренне любить, сопереживать другим. Очень ярко героя характеризует его внутренний монолог в самом начале романа, когда он едет в деревню к умирающему дяде:
Но, боже мой, какая скука,
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
Ни капли сострадания к родственнику, он едет, чтобы получить наследство: И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман...
Деревня уже через два дня тоже наскучила Евгению. Поддавшись на уговоры Ленского, своего «от делать нечего» друга, Онегин знакомится с семьей Лариных. Татьяна Ларина привлекла его внимание, но не более т
Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: решив отомстить Ленскому за испытанное раздражение при виде многочисленных гостей на именинах Тани, он начинает ухаживать за Ольгой, спровоцировав дуэль с Ленским. Эту дуэль Онегин мог бы предотвратить (тем более что он понимает свою неправоту), но страх перед общественным мнением сильнее, чем угрызения совести.
Онегин вынужден покинуть деревню («Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавленная тень Ему являлась каждый день...»). Он отправляется путешествовать.
В восьмой главе мы вновь встречаемся с нашим героем. Прошло несколько лет, он, как и прежде, одинок, не найдя занятия по душе («Томясь в бездействии досуга Без Службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел»), приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе «законодательницы зал», Онегин поражен и... влюбляется. Теперь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-настоящему любит! Что стоят строки из его письма:
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
Критик Д. И. Писарев, однако, считает, что Онегин, объясняясь в любви Татьяне, «добивается только интрижки». Об этом же говорит и сама Татьяна при последней встрече с ним:
Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на" примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
Но я согласен с мнением В. Г. Белинского, который считает, что Онегин испытывает к Татьяне «страсть сильную и глубокую». Письмо, написанное Татьяне, говорит о том, что его автор перестал быть скептиком и начинает чувствовать.