Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Все вложено в эту книгу: ум, сердце,
молодость, мудрая зрелость, минуты
радости и горькие часы без сна -вся
жизнь прекрасного, гениального и ве-
селого человека.
Н.Долинина.
Из книги "Прочитаем "Онегина" вместе".
План.
1.Вступление. "Евгений Онегин"- "энциклопедия русской
жизни".
2. Основная часть. Сатирическое изображение дворянства в
романе.
1) Пустая жизнь светского общества Петербурга.
2) Косность и консерватизм московского дворянства.
3) Поместное дворянство:
а)сравнение его с дворянством столичным;
б)отсутствие высоких интересов;
в) барский произвол;
г) подражание иностранному, боязнь нового.
4) Отношение автора к дворянству.
3. Заключение. Продолжатель сатиры Фонвизина.
Роман "Евгений Онегин", мне кажется, занимает центральное
место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по
размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, ха-
рактеров, картин, мест. Оно оказало огромное влияние на ста-
новление русского реализма. Писатель работал над ним более
восьми лет.
За широту изображения русской жизни, за глубину типи-
ческих образов и богатство мыслей В.Г.Белинский назвал его
"энциклопедией русской жизни". По нему, действительно, можно
судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века.
Хотя это время подъема национального самосознания, начало ор-
ганизованного революционного движения, абсолютное большинство
дворянства не было затронуто этими процессами. Только по мяту-
щейся натуре Онегина, его неудовлетворенности жизнью можно
увидеть в романе эти явления ( я не говорю о 10 главе).
Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального
дворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пусто-
ту, "блеск и нищету" петербургского дворянства. Вот отец Оне-
гина, который "давал три бала ежегодно и промотался наконец".
Вот и сам Онегин, который "легко мазурку танцевал и кланялся
непринужденно", и "свет решил, что он умен и очень мил". Дни
его проходят весело, "три дома на вечер зовут". Он легко
вписывался в высшее общество, где присутствуют "необходимые
глупцы", "моды образцы", "с виду злые дамы", "неулыбающиеся"
девицы. Балы, обеды, детские праздники и прочее- вот основное
времяпровождение. Жизнь "однообразна и пестра", и "завтра то
же, что вчера".
Московское дворянство тяжеловеснее. Хотя и здесь:
Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс...
Неудивительно, что Татьяне "душно здесь". Московские зна-
комые Лариных наперебой говорят о том, как выросла Таня. Сами
они, однако, не меняются. Пушкин с убийственной сатирой гово-
рит:
Но в них не видно перемены;
В них все на старый образец...
И дальше начинает перечислять их "неизменные" качества
так, что читатель невольно чувствует содроганье перед такой
поразительной пустотой, да еще с "прикрасой легкой клеветы".
Правда, "они клевещут даже скучно". Несколько строф, и навеки
запечатлены и эпоха, по словам Л.Толстого, самые выгодные
условия жизни, но который истратил их на балы, праздники, дуэ-
ли.
Поместное дворянство всегда считалось главной опорой тро-
на. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич.
Перед нами
жизнь помещиков по сравнению с человеческим идеалом, все же,
на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже толь-
ко потому, что большинство из них занимаются хозяйством, а
значит, имеют дело в руках. Ведь у высшего света дела-то ника-
кого нет. То, что барин живет рядом, следит за благосостоянием
крестьян, тоже немало. Вспомним "Забытую деревню" Некрасова.
Эти люди живут в ладу с природой, ведут здоровый образ
жизни, не превращая утро в полночь. И, может быть, поэтому
здесь и рождаются такие поэтические натуры, как Ленский и
Татьяна.
Но все-таки какая поразительная убогость! Смотря глазами
образованного человека, Онегина, мы видим портреты сельских
прожигателей жизни. Вот дядя Онегина, который "лет сорок с
ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил". Вот помещики,
которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своей
родне. Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов,
подражание иностранному, боязнь нового и какая-то душевная
лень- вот характерные черты многих из них. Их образование име-
ет как бы очень внешний налет. Так, мать Тани умела "русский
Н, как N французский", произносить в нос, знала иностранных
авторов не потому, что их прочла, а потому, что московская ку-
зина твердила часто ей о них. Подражание иностранному у многих
проявляется даже в смешных мелочах.
Зато уж спеси помещикам не занимать. И крестьян они за
людей не считают. В них много жестокости, причем часто неосоз-
нанной. Это то, что поэт назвал "барство дикое". Так, мать Ла-
риной сама "служанок била осердясь".
Все они боятся нового, что может ограничить их власть.
Это особенно видно по их отношению к Онегину, когда
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил...
Соседи-помещики увидели в этом "страшный вред", а его
ославили, как "опаснейшего чудака".
С другой стороны, в этих людях видно и то, что не может
не нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старых
русских традиций.
И столичное, и поместное дворянство видится в остросати-
рическом плане. При всем различии их объединяют паразитизм,
убогость внутреннего мира, пренебрежение интересами других лю-
дей, пустое провождение времени, сплетничество и прочее.
Пушкин открыто смеется или иронизирует над этим общест-
вом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или с
умилением вспоминает свои забавы. Будучи сам человеком дела,
он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя,
конечно, и не чурается ее.
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей,-
говорит он. Но ведь прежде-дельным!
Несомненно, в этом своем романе, как и в других произве-
дениях ( например, "Капитанская дочка" в сценах воспитания
Гринева ), он является продолжателем сатиры Фонвизина так же,
как и Грибоедова. И темы, и ситуация у трех этих писателей по-
рой сильно похожи. Это значит, что они отражали то типичное,
что было характерным для тогдашней России.
Заложенные традиции сатиры стали основой для ее расцвета
позже. Белинский говорил, что "без "Онегина" был бы невозможен
"Герой нашего времени" так же, как без "Онегина" и "Горя от
ума" Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображение
русской действительности, исполненное такой глубины и истины.