Все дело в том, что Пушкин с гениальной прозорливостью в ряде случаев угадывал эту диалектику бытия. Его образы позволяют читателю и в наши дни заново для себя открыть это вечное обновление, кипение, развитие жизни посредством отрицания отрицания или перехода скачком из одного состояния в другое. Как философски мыслящий поэт, Пушкин добирался до корня, до глубинной сути любых явлений общественной и личной жизни человека. Именно это позволяло ему увидеть связь между ними. И тогда над «беззаконными» в своем движении ветром, океанскими водами, орлом, любящим сердцем «младой Дездемоны» возникает самый общий закон бытия. Нет ни для чего оков! Свобода — это не просто пожелание романтиков, бунтарей, поэтов. При таком понимании свобода оказывается естественным состоянием и необходимостью.
В романе «Евгений Онегин» Пушкин неоднократно то в кратких, то в развернутых отступлениях пояснял свое понимание тех или иных законов, управляющих поведением людей — в любви, дружбе, семье, в отношениях светской толпы или провинциального дворянст
Разумеется, «Евгений Онегин»— не ученый трактат, а произведение художественное, возбуждающее интенсивную жизнь чувства. Но так уж устроен современный человек, что своим даже мимолетным чувствам он ищет научную основу. Такому подходу к миру, к искусству отвечает творение Пушкина.
Роман «Евгений Онегин» продолжает жить в сознании нашего народа, а его герои по-прежнему заставляют читателей сочувствовать им, размышлять об их судьбах и напоминают о том, что в сходной форме пережил или переживает почти каждый из наших предшественников и современников.