Одним из центральных образов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является образ Мастера, глубинный смысл которого во многом раскрывается в эпизоде знакомства героя с поэтом Иваном Бездомным.
Знакомство происходит в клинике Стравинского. Уже в первых репликах разговора довольно полно раскрывается характер Бездомного. Только услышав его фамилию, Мастер вздыхает, морщась, и откровенно говорит Ивану, что его стихи «ужасно не нравятся». Сам же Бездомный тут же признается, что его творения на самом деле «чудовищны». Он искренне обещает своему гостю не писать больше и сдерживает свое обещание. Ученик Мастера сам не становится мастером, но он отрекается от заказных стихов, обретает вместо жалкого псевдонима подлинное имя, обращается к истории, и все это свидетельствует о сделанном им нравственном выборе. Проблема выбора — одна из важнейших проблем, раскрываемых Булгаковым в романе.
Встретившись с Бездомным, Мастер не только рассказал ему о Воланде, но и поведал собственную историю, связанную с написанием его романа и любовью к Маргарите.
Обстановка, в которой Мастер создавал свое произведение — это обстановка полной творческой свободы: «совершенно отдельная квартирка... маленькие оконца над самым тротуарчиком... Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен... и в печке... вечно пылал огонь». Здесь полное уединение, минимум комфорта, природа за окном. Присутствие в жилище Мастера огромного количества книг говорит, прежде всего, о важности для героя духовной пищи.
Называя Мастера «мастером», Булгаков противопоставляет его пошлому писательскому миру, описанному в романе. В слово «мастер» он вкладывает особое значение. Для него это человек, наделенный творческой свободой, силой слова, пониманием жизни. Кроме того, мастер понимается писателем как наставник, образец для подражания.
Встреча с Маргаритой наполняет жизнь героя новым смыслом. Он вдруг понимает, что «всю жизнь любил именно эту женщину». Любовь поразила обоих героев, как «пора
Когда Мастер вышел в жизнь со своим романом в руках, его «жизнь кончилась», случилась катастрофа. О мире литературы нынешний пациент клиники Стравинского вспоминает с ужасом. Этот мир поразил его. Поразил ложью, идеологической обусловленностью, жестокостью. Статьи критиков, донос Алоизия Могарыча сломили Мастера. Они породили в герое страх, покорность, отвращение к своему роману, отречение от него, привели к утрате имени. Но им овладела отнюдь не та трусость, которая толкает человека на зло и подлость. Мастер поддался отчаянию, не выдержал враждебности, клеветы и одиночества. Он добровольно пришел в клинику Стравинского. Герой не борется, и этим писатель подчеркивает, что предназначение художника в творчестве, а не в борьбе.
«"Древние" главы романа «Мастер и Маргарита»,— утверждает литературовед Л. М. Яновская,— лучшие страницы, написанные Булгаковым,— роман Мастера. Булгакову удалось то, что почти никогда не удается художнику: показать сочинение героя и убедить читателя, что сочинение действительно высоко». Мастер сжигает свой роман, но для читателей он жив.
В литературоведении неоднократно отмечалась близость образа Мастера личности Михаила Булгакова. «Мастер — лишь один из моментов в судьбе Булгакова,— отмечал исследователь Н. П. Утехин,— отражение тех его слабостей, которые он изжил и осудил в воссозданном им характере своего героя»