Юмор – один из элементов гения.
И. Гете
Наверное, самый дорогой дар природы – веселый, насмешливый и добрый ум. Мне кажется, именно таким умом и обладал наш гениальный русский поэт. А судьба? Невольно задумываешься о назначении сатирического поэта и его судьбе. Итак, Пушкин, каким он явился в «Онегине»…
Если прочесть роман повнимательнее, то мы увидим, что в нем одним из главных героев является Пушкин. И, конечно, сразу признаешь в нем блестящего сатирика.
Меня всегда удивляло изящество его иронии, от еле заметной до едко насмешливой. Так, всем известно начало первой строфы: «Мой дядя самых честных правил…»
Но понимаем ли мы, что хотел здесь сказать поэт? Ведь тут скрыта цитата из басни Крылова «Осел и мужик»:
«Осел был самых честных правил:
Ни с хищностью, ни с кражей незнаком…»
Он нанялся сторожить огород и, добросовестно гоняя птиц, перетоптал все гряды своими длинными ногами.
Похвала то оказывается насмешкой!
Далее мы узнаем, что его дядя «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил». Но оказывается: выражение «мух давить» значило «пьянствовать». Невольно вспоминаются слова Достоевского: «Зачем живет такой человек?» Удивителен сатирический талант Пушкина, поразителен его лаконизм: в одну фразу уложилась вся жизнь человека, вся его сущность, натура.
Весь этот страшный мрак, бездуховность жизни русской деревни XIX века отдаются печалью и иронией в душе поэта. Не случайно уже в первой строфе слышна еле заметная ирония, – когда Пушкин говорит о «прелестном уголке». Чем дальше он описывает деревню, тем слышнее ирония. Дом дядюшки Онегина назван «почтенным замком», хотя обставлен он весьма скромно: «два шкафа, стол, диван пуховый…» Слово «замок» вызывает мысли о феодале, которому подчинены безропотно вассалы, о несправедливости, царящей там, где властвует «барство дикое».
Такова русская деревня. Но как только Пушкин переходит к родителям Татьяны и Ольги, возникает усмешка:
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой…
Убийственная строчка: «в прошедшем веке запоздалый». Достойный сосед дядюшки Онегина, единственным чтением которого был «календарь осьмого года» (а действие происходит в 1812 году). Таких комических положений и характеристик в романе рассыпано очень много.
Комична и одновременно грустна вся история матери Татьяны и Ольги, написанная Пушкиным подробно, хотя и коротко. Была романтическая девица, «писывала кровью она в альбомы нежных дев». Не «писала» – писать можно и один раз, а «писывала», то есть не раз, значит, проделывала это романтическое действие, – «звала Полиною Прасковью… корсет носила очень узкий», а книг не читала: слышала о модном тогда английском писателе Ричардсоне и его герое Градинсоне от своей московской кузины. И влюблена была очень возвышенно в романтического юношу, который на самом деле «… был славный франт, // Игрок и гвардии сержант.»
Мать Татьяны и Ольги быстро преодолела свою «любовь к Градинсону»: ее выдали замуж за другого, а она «привыкла и довольна стала». Так Ларина силой привычки превратилась из возвышенного создания в чрезвычайно практичную особу:
Она езжала
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы…
Обыкновенная барышня стала обыкновенной барыней – вполне закономерное превращение!
Саркастически смотрит Пушкин на стариков Лариных: они ведь добрые, в сущности, люди, а как тускло и мелко живут! «Привычки милой старины», царствующие в доме Лариных, приятны поэту:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…
Но эта размеренная, спокойная жизнь по раз и навсегда установленным традициям не освящена мыслью, делом. Она бесполезна и потому страшна.
Если, говоря о воспитании и поверхностном образовании своих героев, Пушкин прибегает к иронии, повествуя о стариках Лариных, часто использует комизм отдельных положений, то, рисуя соседей Лариных, поэт прибегает к сарказму.
Если сравнить строки из сна Татьяны и описание собравшихся на бал соседей, сразу становится ясно, кто именно снился Татьяне. Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле вот они какие: «один в рогах с собачьей мордой, другой с петушиной головой… вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке…»
Гротеск? Фантазия? Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рожденные фантазией. Ее тонкий, хотя и суеверный, ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей.
А чудовища из сна – вот они, наяву. И неизвестно еще, где они страшнее.
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков.
Всего две строчки сказаны о Пустяковых, а больше ничего и не нужно: супруга дородная, сам толстый, а фамилия чего стоит: Пустяков…
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков…
Фамилия объясняет, как он управляет своими мужиками: Гвоздин – от выразительного глагола «гвоздить».
И здесь проявляется сатирический талант Пушкина. Как он умеет «одарить» героя фамилией!
А вот и молодежь:
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком)
«Уездный франтик Петушков» – три слова, больше ничего не сказано. Но мы зрительно ощущаем этого пустопорожнего шалопая, с петушиным хохолком, в пестром одеянии, с дурным французским выговором и без единой мысли в голове. Но самая страшная фигура завершает галерею:
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
Слова падают, как ядра: обжора, взяточник и шут!
Сарказм в изображении внутреннего мира помещиков: паразитизм их существования, праздность, полная душевная опустошенность – черты, свидетельствующие о моральном вырождении дворянского класса.
Так, сатирически изображая современное ему общество, Пушкин выражал тревогу за судьбу своей Родины, ибо любовь к Отечеству не терпит ни пустого краснобайства, ни бесплодного прекраснодушия.
«Глаголом жги сердца людей!» – завещал Пушкин своим собратьям по призванию. Только живое, обжигающее, яркое и проникновенное слово трогает душу и пробуждает ум. Сатирическим писателем, обладающим живым словом, заставляющим размышлять и переживать, останется Пушкин в нашей благодарной памяти.