Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. Стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры…», пейзажные зарисовки из романа «Евгений Онегин», доступные восприятию детей дошкольного возраста, развивают нравственную и эстетическую восприимчивость маленьких читателей. Впервые благодаря его лирике узнали дети непритязательную, но исполненную прелести природу средней полосы России. Поэт учит их чувствовать своеобразное очарование унылой осенней поры; вглядываться в голубые небеса и великолепные снежные ковры зимы, любить ясную улыбку весны:
* Гонимы вешними лучами,
* С окрестных гор уже снега
* Сбежали мутными ручьями
* На потопленные луга.
* Улыбкой ясною природа
* Сквозь сон встречает утро года
* Синея, блещут небеса,
* Еще прозрачные, леса
* Как будто пухом зеленеют.
* («Евгений Онегин».)
Пушкин дает реалистическое и в то же время глубоко поэтическое представление о родной природе. Так, осень показана в привычных, ясных, легко узнаваемых приметах:
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает .
* Последние листы с нагих своих ветвей.
* («Осень»,)
Большое значение в пейзажной лирике Пушкина имеют цветовые эпитеты:
* Под голубыми небесами
* Великолепными коврами,
* Блестя на солнце, снег лежит»
* Прозрачный лес один чернеет,
* И ель сквозь иней зеленеет,
* И речка подо льдом блестит. («Зимнее утро».)
Картины зимы, нарисованные поэтом, развивают детскую фантазию. Она изображена волшебницей и веселой проказницей:
* …И рады мы
* Проказам матушки-зимы…
* («Евгений Онегин».)
У Пушкина зима радует и взрослых и детей: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…»
* Вот бегает дворовый мальчик,
* В салазки жучку посадив,
* Себя в коня преобразив…
* («Евгений Онегин».)
Даются яркие, лаконичные бытовые зарисовки. Описание природы тесно связано с крестьянским бытом, оживлено поступками и действиями людей. Поэт изображает природу жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.