1. История создания романа, основной смысл.
2. Роль деталей в тексте романа.
3. Деталь как свидетельство минувшей эпохи.
4. Деталь как психологический рисунок.
С «Евгения Онегина» А. С. Пушкина начинается история развития реалистического романа в русской литературе. Писался роман на протяжении восьми лет, с мая 1823 по октябрь 1831 года. При этом писатель постоянно изменял основную нить сюжета, практически с нуля переписывая роман, убирал одни и вписывал другие детали образа жизни главного героя. Первое издание вышло только через два года после написания. Сам автор признавался в своем дневнике: «Это лучшее мое творение».
B. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Объективное начало — основной принцип изображения: впервые во всей истории русской литературы было создано произведение, в котором эпоха была представлена широко и правдиво, с конкретно-историческими и при этом художественно-поэтическими деталями. События, изображенные в романе, происходят во время, предшествующее декабристскому восстанию и относятся к 1819—1825 годам. Представлен огромный материал, посвященный жизни глубинки, барской Москвы и Петербурга. Показаны представители различных общественных сословий — от «уездного» до столичного дворянства, изображены культурный и нравственно-психологический облик нескольких поколений. Благодаря точным и подробным описаниям быта можно довольно четко судить о действительной жизни общества того времени. И это общество показано в динамике, в бесконечном многообразии проявлений и одновременно в глубоком внутреннем единстве.
Многолюдность романа создана введением в действие большого числа эпизодических персонажей, среди которых есть как друзья писателя, так и его оппоненты, знакомые и симпатичные ему люди, известные литературные, философские деятели, деятели культуры. Несмотря на то что они не принимают участия в основных и значимых событиях произведения, не участвуют в важных разговорах и не дают оценки происходящему, они выполняют немаловажную функцию в тексте романа — раздвигают пространственные и исторические рамки романа.
Благодаря этому образуется особенный художественный мир романа, где действия и образы объемны и стереоскопичны. Понимание Пушкиным нравственных и культурных идеалов близко народному, поэтому происходящее дается глазами русского человека. Это и дало Белинскому основание назвать роман «в высшей степени народным произведением».
В тексте множество мелких и незначительных на первый взгляд деталей. Однако эти мелочи — предметы интерьера, бытовые детали — выполняют несколько немаловажных функций. Во-первых, делают рисунок произведения полным, законченным, придают ему объем реальной жизни. Благодаря этому восстановить реалии описываемой эпохи можно с поразительной точностью, ведь детали показывают читателю, как и что пили, ели, одевали и читали люди этой эпохи. К примеру, описание утреннего туалета Евгения Онегина дает большое количество немаловажных подробностей:
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Современный читатель только с помощью словаря може
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef! окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.
И тут есть термины, понятные только благодаря словарю, так как сейчас они не используются, и современный человек забывает их истинное значение. Страсбургский пирог — пирог с начинкой из гусиной печени (в старину привозившийся из Страсбурга в запаянных жестяных коробках). Лимбургский живой сыр — мягкий сыр из коровьего молока, приготовленный по определенному рецепту в провинции Лимбург. Имеет специфический вкус и запах.
Подобные сведения читатель может узнать только в специальной литературе, но без них картина, описываемая в произведении, полной не будет. Можно только догадываться, сколько стоили продукты, привозимые из Лимбурга и Страсбурга по специальным заказам, и какими суммами владели устроители банкетов, если могли позволить себе подобную прихоть.
Однако не только для воссоздания четкой картины описываемых событий необходимо автору тщательное описание деталей. В «Евгении Онегине» происходит новое, доселе невиданное в русской литературе событие — изображение через предметы внешнего мира внутреннего, характера героя и его мыслей. Конечно, пока такое изображение далеко от тонкого психологического рисунка Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, но оно уже есть и далее будет развиваться. Данный отрывок многое говорит о Евгении Онегине:
Все душу томную живит
Полу-мучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.
Подобное описание, выдержанное в духе романтизма зарубежных писателей, передает истинный характер главного героя лучше, чем его разговоры и мысли. Действительно, уставший от светской жизни Евгений оказывается тонкой, мятежной натурой, напоминая этим персонажей романов О. де Бальзака и В. Вольтера.
Небольшие, незаметные с первого взгляда детали, пронизывая все произведение, делают его объемным, жизненным, живым. Несмотря на то что многие подробности романа становятся понятными читателю только после привлечения специальной литературы, однозначно такие детали очень важны. Ведь детали эпохи и малозаметные предметы интерьера и туалета играют важную роль в раскрытии характеров и настроений героев.