Москва — святыня России, ее сердце. Не зря захватчики всех времен и народов, будь то татары, французы или немцы, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить ее сердце, то есть захватить Москву. "Сердце" и "судьба" — это слова, которые мы произносим, когда хотим сказать о чем-то важном для нас. Для автора романа "Евгений Онегин", для Александра Сергеевича Пушкина именно в сердце России, в Москве случилось два судьбоносных момента его жизни: распоряжение царя об окончании пушкинской ссылки, которое произошло во время коронации царя Николая Первого на которую поэт был срочно доставлен в 1826 году, и — женитьба поэта, начало его новой жизни.
Показывая героев своего романа на фоне Петербурга и российской деревни, Пушкин, создавая как бы энциклопедию русской,1кизни, не мог не привести свою героиню в Москву, и в этом прослеживается закономерность. Пушкин, конечно, не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва.
Итак, гордая Москва не склонилась перед врагом, не пошла на поклон, но ответила пожаром. Описывая въезд героини романа Татьяны Лариной в Москву, Пушкин перечисляет достопримечательные московские места, в том числе и Петровский замок, в котором прятался Наполеон от пожара. Пушкин с патриотизмом и гордостью отметил:
Но не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
У человека, читающего эти строки, невольно с гордостью бьется сердце за силу и величие Москвы. Пушкин подробно описал въезд Лариных в Москву. Подъезжающему к Москве в пушкинскую эпоху прежде всего бросались в глаза многочисленные церковные главы, придававшие городу неповторимый облик. В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около двухсот семидесяти церквей, а также более двух десятков монастырей. Пушкин описывает это словами:
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Далее Пушкин описывает, как возок Татьяны едет по Тверской. Ларины въезжали через Тверскую заставу, которая находилась в районе нынешнего Белорусского вокзала.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Тверская улица описана Пушкиным с необычайным талантом и точностью, а также настолько живо, как никем из его современников она описана не была.
Московские адреса обозначались по церковным приходам. Ларины остановились в приходе церкви Святого Харитония. Это место Москвы было знакомо Пушкину по детским воспоминаниям, ведь там он некоторое время жил в Большом Харитоньевском переулке. Длинное и детальное путешествие Лариных через Москву составляет одно из самых пространных описаний в "Евгении Онегине", ему посвящены четыре строфы. Пушкин увеличил их счет до пяти, прибавив пустой номер, создав этим впечатление, что утомительная прогулка длилась еще дольше. Оно резко отличается от кратких, как бы эскизных, петербургских зарисовок.
Пушкиным описана московская жизнь Татьяны: утром ее будит "ранний звон колоколов", но, сев у окна, она видит не свою привычную деревенскую даль, а московский пейзаж:
Пред нею незнакомый двор,
Конюшня, кухня и забор.
Татьяну привезли в Москву на ярмарку невест, то есть в Благородное собрание, где собиралось несколько тысяч человек, где происходили балы, встречи молодых людей, где устраивались их судьбы. Судьба самого Пушкина тоже устроилась в Москве. Это Благородное собрание располагалось на Большой Дмитровке. Там Татьяна встретила своего будущего мужа, генерала 1812 года. Судьба ее решилась. Она вышла замуж. Подводя итог сказанному, можно отметить, что Пушкин описал Москву с большой естественностью и живостью, к чему его подвигло чувство искренней любви, симпатии и теплоты, которые он испытывал к Москве как к городу. Он нашел слова подробного описания того, как она выглядит. Эти описания очень детальны.
Но все же, говоря о Москве, Пушкин показал ее как гордую и мужественную святыню, в описании сцены ожидания Наполеоном сдачи Москвы в Петровском замке Пушкин испытывает гордость за нее, и, читая Пушкина, мы также испытываем это чувство:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар...
В романе "Евгений Онегин" Пушкин создал поэтический памятник Москве, она же с любовью и благодарностью преподнесла ему $вой дар — памятник великому поэту.
Пушкин писал роман "Евгений Онегин" более девяти лет своей короткой и яркой жизни. Это был огромный период в жизни великого русского поэта. Из восторженного юноши он превратился в мудрого человека и мощного художника. Работая над романом, он пережил и южную ссылку, и два года изгнания в Михайловском, жил то в Москве, то в Петербурге, долго ухаживал, преодолевал трудности и, наконец, женился на красивейшей женщине — Наталье Гончаровой.
Калейдоскоп личных событий отражен и в произведении Пушкина. Его герои тоже проживают свои жизни на страницах романа, взрослеют, теряют детскую наивность и натыкаются на суровые шипы реальности. Написание романа совпало с основными вехами жизни Пушкина, он взрослел и мужал, развивался вместе со своими героями — Евгением и Татьяной. Именно эти две фигуры, кроме самого автора, занимают на протяжении рома
Татьяну можно смело считать любимой героиней поэта. Именно ее образ наполняет весь роман непередаваемым ароматом осязаемой женственности. Если бы не Татьяна, мы бы не услышали ни неторопливой речи ее няни, ни "Песни девушек", которую Пушкин ввел для того, чтобы ее лукавство, озорство и веселье оттенили и подчеркнули смущение и смятение самой Татьяны.
На всю деревенскую природу, на русскую весну, русскую осень и русскую зиму Пушкин смотрит широко открытыми глазами Татьяны. Благодаря Татьяне любовно и трепетно воспроизведены крещенские гадания, народные приметы, когда "жеманный кот" накликает мурлыканьем гостей в дом, а при виде падающей звезды нужно непременно загадать желание, а также и поэзия русских святок.
Образ Татьяны столь многогранен, что Пушкин максимально наполнил его яркими красками и цветовыми оттенками. Кроме того, ей же поручена важная миссия. Именно Татьяна должна разгадать, что в конечном итоге представляет собой Онегин. Правда, она не может быть беспристрастной. Она его любит. Но как ни бережна она по отношению к любимому человеку, правдивость ее души делает нелицеприятный для Онегина вывод:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
Это весьма резкое замечание позволяет сделать следующий существенный вывод. Татьяна выросла духовно, это уже не замкнутая в своем достаточно ограниченном мире девушка-подросток, перед нами цельная личность. Личность сформировавшаяся, способная к анализу и обобщениям.
Но это взросление неправильно истолковано окружением "Как быть? Татьяна не дитя..." — и дело клонится к решению возможно быстрее "пристроить" старшую дочку, выдать ее замуж любыми усилиями. Что же героиня? Какие действия она предпримет? К удивлению читателя, Татьяна безвольно подчиняется. Окружающая среда оказалась сильнее, предрассудки одержали верх над порывами души.
Татьяну Ларину везут в Москву, "на ярмонку невест", с единственной целью — найти подходящего мужа. Прощание с деревней — тягостное и многотрудное. Сердце сжимается перед отъездом, с тоской она говорит:
Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая свобода
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует...
^Ярости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?
Дурные предчувствия не обманули Татьяну. Свое знание дальнейшей печальной ее судьбы Пушкин передает читателю характером описания московского света, куда ее привезли.
Как и в главе, посвященной провинциальным дворянам — соседям и гостям Лариных, так и при оценке московского света, — Пушкин сатиричен. Сначала Таню везут "по родственным обедам" — и ни в ком из родни "не видно перемены". Потом вывозят на балы, "привозят и в собранье" — всюду ее окружает пошлая толпа глупцов, лгунов, пустых и жадных до сплетен, до обедов, до развлечений.
Что же переживает Татьяна в Москве?
Татьяна вслушаться желает в беседы, в общий разговор;
но всех в гостиной занимает
такой бессвязный, пошлый вздор;
все в них так бледно, равнодушно;
они клевещут даже скучно...
И так каждый день: гости, выезды, встречи. На все это "Татьяна смотрит и не видит, волненье света ненавидит; ей душно здесь..." Она всем чужая, непонятная и не понимающая. Но перст судьбы сделал свой выбор. "Толстый генерал" выбрал себе жену. Будущее определено. Жесткая в вопросах брака мораль христианства не оставляет иллюзий на изменения. Муж — как религия, один на всю жизнь и непреложен как истина.
Москва — последняя свидетельница той деревенской девушки, которую мы видели в начале романа. Течение жизни меняется, из Москвы начинается путь, который приведет Таню к пьедесталу, сделает княгиней — почитаемой, богатой, знаменитой. "Свет" изменит Татьяну. Она примет его условности, откажется от одних правил и усвоит другие:
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Москва станет в судьбе Татьяны Лариной поворотным моментом. С приездом сюда был закончен небольшой, но важный период — взросление и становление личности. Встреча с Онегиным — первый серьезный жизненный опыт; знакомство с теми умственными интересами, которые волновали Онегина, чтение его книг, первый важный этап в нравственном развитии Татьяны. Москва ввела ее в свет, кардинально изменила мировосприятие. Будучи в этом городе, Татьяна еще могла рассуждать о выборе, ждать Евгения или не ждать, соглашаться на замужество или нет.
Вся дальнейшая жизнь, принимая во внимание особенности личности Лариной, уже не предоставит ей такого шанса:
Но я другому отдана
И буду век ему верна!
Татьяна Ларина повторит типичную для того времени женскую судьбу — безответная любовь, брак не по воле сердца, а навязанный. Любовь, данная ей судьбой, не смогла изменить течения событий, привычного для эпохи века минувшего. Татьяна не смогла устоять против "света" и покорилась. И путь в это преклонение начался в тот момент, когда она безропотно поехала в Москву, чтобы занять место на полке среди такого же товара, как она, безликого и обезличенного.