Сочинения по литературеБулгаков М.А.Мастер и Маргарита«Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». М.Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.)

«Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». М.Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.)

Роман «Мастер и Маргарита» - самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни странно, не

воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика. Роман жизнеутверждающ, ведь в нём поднимаются

вопросы, вечно волнующие человека: добро и зло, трусость и смелость, вера и неверие, проблема творчества и свободы,

истина и ложь, любовь и равнодушие, проблема власти, темы судьбы и личной ответственности.

У Булгакова нет абсолютно положительных и полностью отрицательных героев. Даже Воланд не является воплощением

лишь зла: он помогает Маргарите вновь найти Мастера. Об этом говорит и эпиграф к роману: «Я часть той силы, что вечно

хочет зла, и вечно совершает благо», и висящий на груди дьявола знак золотого жука, символизирующий зло, порождающее

добро.

Таким образом Булгаков подводит читателя к выводу, что борьба между добром и злом, светом и тьмой окончится

победой добра. Автор глубоко убеждён, что при любых обстоятельствах, даже самых тяжелых, человек должен оставаться

человеком и стремиться к познанию истины через добро. Косвенно эту мысль подтверждает оценка Воланда: «Они люди как

люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…

Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…».

Неслучайны в романе Ершалаимские главы: не пересказывает Евангелия а, переосмысливая библейский сюжет, вносит с

ним и вечные истины.

Через века сначала нашей эры и в тридцатые годы XX века, проносятся отдельные детали и фразы. Вечные символы

природы: солнце, дождь, гроза, тучи, тьма, луна – присутствуют в описании Ершалаима в день казни Иешуа в последний день

пребывания Воланда. Этим подчеркивается связь времён и вечная актуальность библейских истин, забвение их отражается на

нравственном состоянии общества.

Мысль о сосуществовании в человеке добра и зла, духовного и бездуховного подтверждается автором не только

противопоставлением отдельных героев, но и коллективным портретом толпы в день казни Иешуа в Ершалаиме и на

представлении в варьете в Москве. Равнодушное любопытство сменяется ужасом, сочувствием.

В романе Булгакова каждый человек оказывается в ожидании страшного суда. В такой ситуации наиболее ярко

проявляется истинная сущность героя: одни познают истинные ценности (Мастер, Маргарита, Иван Бездомный), другие, не имея

веры и чести, катятся в пропасть (Берлиоз, Алладий Могарыч).

Неслучайно главным героем романа Мастера и Ершалаимских глав является Понтий Пилат. С этим образом в

произведение вносится тема свободы и личной ответственности.

«Двенадцать тысяч лун за одну луну» и века расплаты за духовну

ю трусость, слабость.

Власть не приносит человеку свободы. Могущественный Понтий Пилат повелевает жизнями людей, но свобода ему не

ведома. Он раб своей карьеры. Иешуа, напротив, полностью свободен. У него нет, ничего из материальных благ, но есть свои

представления о мире, своя совесть, и он сам хозяин своей судьбы.

Тема творчества у Булгакова неразрывно связана с темой свободы, движения к истине. Несмотря на то, что Мастер

изгнан из МАССОЛИТа и лишён поддержки, он остаётся верен себе. В своём романе он несёт людям правду, свет.

Именно поэтому произведение Мастера заслужило бессмертие: «Рукописи не горят». Герою противопоставляется

целая галерея писателей из МАССОЛИТа, которые ради собственного благополучия пишут в угоду власти. Этим людям неведомы

честь, совесть, свобода. Их фамилии говорят сами за себя: Богохульский, Абабков, Павианов. Герой не желает отождествлять

себя с этими людьми: «Не писатель, а мастер».

Неслучайно Мастер завершает свой роман словами: «Свободы! Свободы», «отпуская» своего героя. Эта фраза не

соответствует первоначально задуманной, но ею подчеркивается главный смысл произведения, и без неё оно было бы

незавершённым.

В Ершалаимских главах заложены понятия о непроходящих ценностях. Главная опора человека, его богатство и

защита – вера в истину. У разных героев разные понятия о ней: у одних вера во всемогущество денег; вера в любовь – смысл

жизни Маргариты; вера в доброту, вера в человека – главное, определяющее качество Иешуа. Человек подвергается наказанию,

как Берлиоз, за неимение веры.

Потеря веры сказывается на духовном облике человека. Мастер потерял веру в свое творение, а вместе с ней

потерял и желание жить.

Тема любовь у Булгакова гораздо шире, чем взаимоотношения мужчины и женщины, Мастера и Маргариты.

Автор считает, что любовь – это обязательно уважение друг к другу, милосердие, поддержка, забота. Любовь к

людям и веру в них проповедует Иешуа: «Все люди добрые».

Любовь несёт человеку свет, добро. По мнению Булгакова, каждый, в ком есть хоть частица человечности, достоин

любви. Это подтверждает прощение Фриды и Понтия Пилата. Для Булгакова счастье заключалось в свободе, творчестве, любви,

вере в истину добра и справедливости. Созданный писателем художественный мир сочетает в себе убедительную реальность и

фантастику, быт и глубокую философию жизни.

Силами, способными спасти мир, избавить его от серости и застоя, Булгаков считал любовь, добро,

справедливость, честь, творчество.

«Книга для каждого освещает наше личное отношение к истине», - хочется сказать о романе Булгакова словами М.

Пришвина. И это так.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». М.Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.)

Слов:749
Символов:5651
Размер:11.04 Кб.