В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин создал правдивую и яркую галерею русских характеров. Одним из первых великий поэт затронул проблему взаимоотношений личности и общества, отобразил настоящую жизнь во всем ее многообразии, пестроте, зачастую — непредсказуемости.
Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наиболее ярко выразилась в сопоставлении образов главных героев произведения — Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Сильные люди, чувствующие себя чужими и одинокими в «ветоши маскарада», праздной суете жизни того времени, они были достаточно умны, чтобы понять несовершенство, пустоту светской жизни и отвергнуть ее. Однако несхожесть воспитания и различие в путях достижения целей определили несхожесть их мнений и оценок многих событий.
Онегин в свое время получил обширное, хоть и поверхностное образование и очень рано испытал на себе влияние «света» с его бесплодной и пустой суетой. Сам незаурядная личность, Онегин предъявляет завышенные требования и к окружающему миру, но вскоре понимает всю ничтожность, «видимость» жизни «высшего света». Пресытившись страстями и удовольствиями, Онегин презирает и отторгает от себя серость и заурядность «света». Пытаясь что-то найти взамен и победить охватившую его хандру, Онегин пробует обратиться к книгам. Он ожидает найти в них совесть и смысл, но находит лишь скуку, обман или бред. Онегин не пытается ни изменить общество, ни построить свой собственный, яркий и интересный мир. Отвергающий светскую жизнь, но в то же время слишком зависимый от нее, Евгений нашел временный выход: замкнулся, стал угрюмым, спрятался за броней насмешек. Однако, отделившись от всего света, живя только собою, Евгений стал эгоистом, не принимающим во внимание чувства и переживания других людей. Именно это невнимание наряду с привязанностью к общественному мнению приводит к катастрофе — дуэли и убийству Ленского, а вслед за этим — к тяжелой душевной драме от понимания своего несоответствия своим же идеалам.
В отличие от Онегина, Татьяна выросла в деревне, среди красот русской природы. На формирование ее характера оказали влияние традиции и обычаи «милой старины», народные сказания, страшные рассказы няни. Простая, застенчивая, мечтательная и впечатлительная девушка, Татьяна рано начала читать, и идеальные герои сентиментальных романов «ей заменяли все» В детстве обычные игры и забавы были ей чужды, но она любила в задумчивости сидеть у окна, беседовать с няней, слушать рассказы «поселян», бродить по полям и лесам. Как и Онегин, она была одинока в своем кругу, даже в своей семье, но инстинктивно отталкивала от себя все фальшивое, пустое, ординарное, создавая свой собственный мир, полный мечты и поэзии. Поэтому, когда настало время для любви, душа Татьяны по-новому расцвела, доверительно и искренне потянулась к Онегину, поскольку любить и быть любимой, разделять свои чувства и переживания с близким человеком было естественной потребностью девушки.
Татьяна ждала и дождалась Онегина таким, какой он есть — незаурядный, умный, молодой, красивый, загадочный в своей замкнутости. Но образ Онегина в сердце Татьяны сливался с образами многочисленных героев романов, и, видимо, наивная девушка ожидала от Онегина поведения, достойного сюжета необыкновенной к
Многое изменилось в жизни наших героев после дуэли. Смерть Ленского и собственная причастность к этому потрясла Онегина. Он бежал из деревни, потеряв уважение к себе. Несколько лет путешествовал и сильно изменился, человеческие чувства вновь воскресли в нем.
Татьяна, продолжая любить Онегина, посещает его дом, читает его книги, пытаясь разобраться в душе этого странного человека. Книги, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно», подсказывают ей правильный ответ: Онегин — не герой сентиментальных романов, а отражение века. Татьяна еще не знает о переменах, происходящих с любимым человеком, и по настоянию матери выходит замуж за князя, становясь светской дамой, законодательницей зал. Пройдя науку высшего света, Татьяна научилась «властвовать собой», но в душе осталась прежней — милой и простой Таней. Ей по-прежнему было чуждо кокетство и жеманство, но она приобрела уважение светских красавиц именно своей непохожестью, естественностью, простотой. Одним своим присутствием Татьяна оказывает на «свет» положительное влияние: недалекие и пустые люди становились лучше, благороднее; разумные разговоры в ее салоне «без пошлых тем, без вечных истин, без педантства» никого не пугали «свободной живостью своей».
Как раз в это время возвращается Онегин — обновленный, с пробудившимися чувствами. Увидев изменившуюся Татьяну, Онегин понимает, что это женщина, о которой он всегда мечтал, которая может понять его. Душевная красота и нравственная сила Татьяны пробуждают в сердце Онегина чистую, искреннюю любовь, которая приносит ему мучения и страдания, потому что Татьяна теперь замужем. Она все так же любит его, но чистота души, верность долгу, обостренное чувство чести не позволяют ей проявлять свои чувства к Онегину. «Высший свет» все-таки повлиял на чистое сердце Татьяны, оставил налет недоверчивости, поэтому теперь она не верит в искренность любви Онегина, помня его совсем другим. Она ошибается, говоря, что Онегин прельстился на ее нынешний блеск и славу. Он совсем не стал «чувства мелкого рабом», напротив, его душа и сердце проснулись, очистились в страдании.
Это история о том, как не сложилось взаимное счастье двух людей, которое было «так возможно, так близко». А виновато в этом во многом несовершенное общество, навязывающее свои фальшивые законы и «пустые» ценности. Путь нравственного возвышения человека Пушкин видит в улучшении этого общества через естественность и красоту отношений, которые, к сожалению, уже недоступны между Онегиным и Татьяной.