Уже в первых двух главах романа дана картина жизни и нравов столичного дворянства.
Так, о воспитании Онегина автор говорит в обобщенном плане:
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь;
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
И действительно, чтобы «блеснуть воспитаньем», прослыть «умным», «милым» человеком, нужно было обладать «совершенным» знанием французского языка, манерами светского человека («кланяться непринужденно»), танцевать… Что еще? «С ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре». Говорится о «талантах» Онегина, а перед нами злая характеристика всего петербургского света. Именно здесь герой романа научился «язвительно злословить», скрывать свои подлинные мысли и чувства, лицемерить. Здесь, в светском обществе, все крайние эгоисты:
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Здесь каждый «глядит в Наполеоны».
Цель и смысл жизни этих людей — сплетни, интриги, любовные увлечения…
Сатирическое изображение петербургского и московского дворянства мы находим и в последующих главах романа. Поэт дает убийственную характеристику светским «красавицам и недоступным» (глава третья, строфы XXII—XXV), говорит о фальши и лицемерии людей этого круга (глава четвертая, строфы XIX— XXII), о влиянии «мертвящего упоенья света» (глава шестая, строфа XXVI), с иронией рисует типичный путь «прекрасного человека», сатирические портреты тех, кого называют «цветом столицы» (глава восьмая, строфы IX—X, XXIV—XXVI). Гневно высмеивается и московское барство, прямо перекликаясь в характеристиках с грибоедовской комедией «Горе от ума» (глава седьмая, строфы XXIV—XXVIII).
Онегин — характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического. В Ленском Пушкин изобразил характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в то же время «он сердцем милый был невежда», вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Действительность на него не имела влияния; его радости и печали были созданием его фантазии… В простом желании Онегина подшутить над ним он увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду. Результатом всего этого его смерть, заранее воспетая им в туманно романтических стихах… Поэт любил свой идеал, осуществленный им в Ленском, и в прекрасных стихах оплакал его падение…
.. .В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить — значит развиваться и идти вперед. Это — повторяем,— был романтик, и больше ничего».
Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского — другую жертву русской жизни. Пушкин изобразил характер Ленского с нежностью, какую человек питает к мечтам своей юности, к воспоминаниям о том времени, когда человек полон надежды, чистоты и неведения. Пушкин в «Онегине» представил отрадное явление во Владимире Ленском, да и расстрелял его, и за дело. Что ему оставалось делать, как не умереть, чтобы остаться благородным, прекрасным явлением? Через десять лет он отучнел бы, стал бы умнее, но был бы Манилов.
Прежде чем приступить к комментированию художественного текста по данным вопросам (в нашем задании — седьмой и восьмой глав романа «Евгений Онегин»), необходимо внимательно прочитать весь предлагаемый для комментирования текст, потому что ответ на тот или
Вот теперь мы можем попытаться ответить на первый вопрос (или хотя бы на часть его).
Чаще всего Онегин обращался к «певцу Гяура и Жуана» — Байрону, к его романтическим героям — Чайльд-Гарольду, Корсару, Дон-Жуану и другим. Можно предполагать, что они привлекали внимание Онегина резко отрицательным отношением к злу и несправедливости, вызовом обществу тирании и деспотизма, духовным одиночеством, благородными качествами характера, которые не декларировались, а проявлялись в действиях, в поступках.
Исследователи полагают, что «два-три» романа, которые «довольно верно» изображали «современного человека»,— это «Адольф» Бенжамена Констана, «Мельмот-скиталец» Матюрина (или Матюрэна) и «Рене» (повествовательный эпизод в философском сочинении Шатобриана «Гений христианства»).
Адольф-пресыщенный жизнью, скучающий аристократ, человек насмешливый, злой, чуждый обществу; Джон Мельмот как бы отражает чувства и настроения Онегина во время его поездки к больному дяде, близок грустью, скукой, овладевшими героем в деревне; Рене — разочарованный жизнью герой байронического типа.
Но Онегин следил и за развитием европейской науки, о чем свидетельствуют имена Гиббона — английского историка, Герде-ра — немецкого ученого и мыслителя, Биша — знаменитого французского врача, автора книг по анатомии и, физиологии, Тиссо — автора популярных медицинских сочинений, французского философа Беля, философа Фонтанеля и других.
Однако весь этот культурный багаж ничего не менял в бесцельной, праздной жизни Онегина.
Естествен вопрос: а где вам, самостоятельно ищущим ответы на вопросы, найти весь этот материал? Отвечаем: в научно-критической и справочной литературе, которая имеется в библиотеках. Например, можно воспользоваться следующими книгами:
• Бродский Н. Л. «Евгений Онегин». Роман А. С. Пушкина: Комментарий. — М., 1965, и др. издания.
• Долинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе. — Л., 1980.
• Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. — Л., 1980.
Познакомившись более подробно и внимательно с этими книгами, можно сформулировать ответ на первый вопрос примерно так: и тех, что он читал в Петербурге,— свидетельствует, что умственные интересы героя тянут его к книжной полке. Онегин — вдумчивый читатель: Хранили многие страницы отметку резкую ногтей», «черты карандаша».
Названия и авторы произведений дают нам право утверждать неизменное внимание Онегина к самым передовым темам. С другой стороны, интерес его к названной литературе позволяет определить характер героя романа, его настроения, чувства, переживания. Персонажи названных выше романов, несомненно, близки Онегину своей разочарованностью, тоской, скукой, жаждой странствий («охотой к перемене мест»), наконец, одиночеством, на которое они обречены в аристократической среде и от которого сами же страдают.
Но интерес Татьяны к кругу чтения Онегина открывает в ней нечто новое для нас: сопричастность Татьяны духовному миру Онегина; желание понять любимого ею человека через круг его чтения, через книги, «в которых отразился век и современный человек
• Изображен довольно верно
• С его безнравственной душой,
• Себялюбивой и сухой,
• Мечтанью преданный безмерно,
• С его озлобленным умом,
• Кипящим в действии пустом».