Я считаю, что роль Пушкина в романе «Евгений Онегин» ничуть не меньше, чем роль сюжета. Уже в посвящении к роману Пушкин пишет, что его произведение это не только «собранье пестрых глав», но и собранье пестрых душевных состояний самого поэта. И становится ясно, что Пушкин собирается уделить себе не меньше внимания, чем другим героям. Пушкин является особым героем, значение которого трудно переоценить. Как и все действующие лица, Пушкин изменяется на протяжении всего романа. «Евгений Онегин» писался Пушкиным очень долго, и от первой до последней главы поэт меняется. Впервой главе Пушкин молод душой, он восхищается балами, весельем, танцами. Но, как бы отдавая дань романтизму, он играет роль молодого человека, разочаровавшегося в жизни, и пишет: «Увы, на разные забавы я много жизни погубил».
Мне кажется, что на самом деле Пушкин так не думает, ведь он пишет: «Люблю я бешеную младость». Во второй главе Пушкин жалеет, что пишет свой роман в стихах, ведь он мог бы просто пересказать «преданья русского семейства». Я думаю, что это ирония, Пушкин шутит, но не надо забывать, что в каждой шутке есть доля правды. Дальше от главы к главе поэт устает, вплоть до того, что говорит в пятой главе: «Лета к суровой прозе клонят, лета шальную рифму гонят, и я со вздохом признаюсь, за ней ленивей волочусь». В этой же главе поэт как бы расстается с молодостью. От первой до последней главы Пушкин физически стареет, у него изменяется представление о жизни: он уже не так легкомыслен.
Поэтому трудно дописывать роман, у него даже есть такие строки: «Вперед, вперед, моя история», - он как бы из последних сил доканчивает роман, как будто бежит на финишной прямой. Роман наполнен лирическими отступлениями, занимающими достаточно большой объем в произведении. В них Пушкин охватывает широкий круг проблем: от житейских до философских. Поэт пытается говорить о смерти, порой даже кажется, что он говорит об этом под впечатлением державинских стихов. Но даже говоря о вещах столь серьезных, поэт все переводит в легкую иронию. Пушкин много говорит о Москве, он любит ее: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось». Пушкин много говорит о любви, рассказывает, как вести себя с женщинами: «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей».
В пятой главе романа Пушкин пишет, что в произведении много отступлений, и это ему мешает описывать то, что он считает нужным («и эту пятую тетрадь от отступлений очищать»). Лирические отступления показывают проблемы, волновавшие поэта. От первой главы к последней тематика отступлений становится все серьезнее. От балов и веселей до вопросов смысла жизни. Это тоже доказывает приход человеческой зрелости поэта. Пушкин детально описывает своих героев, представляя их как хорошо знакомых ему людей. Онегин - давний друг Пушкина. Поэт описывает детство Онегина как человек, все про него знающий. Читатель верит, что Пушкин сравнивает себя с Онегиным: Онегин любит «бордо», поэт тоже, но возраст не позволяет ему наслаждаться им. Пушкин иронизирует по этому поводу: как бы, мол, читатель не спутал его с Онегиным. Ленский - это объект пушкинских шуток. Поэт постоянно иронизирует и издевается над его «всегда восторженной речью». Есть момент, где Пушкин пишет, что будто бы завидует возможности Ленского читать свои стихи Ольге, в то же время он пишет, что читает свои стихи только няне. Это чистейшей воды ирония, еще одна издевка над поэтическим талантом Ленского, ведь Пушкин прекрасно знает себе цену. Единственный герой, над которым не иронизирует Пушкин, - это Татьяна. «Ты в руки модного тирана уж отдала свою судьбу». Для Пушкина свято то, что связано с Татьяной. «Его я свято берегу», - говорит он о ее письме. Каждому герою Пушкин отдает какие-то свои качества, а качества Татьяны - это лучшее, чем обладал Пушкин. Роман читается в форме диалога. Потому что Пушк
В конце первой главы Пушкин иронизирует: уж не о нем ли самом в действительности этот роман: Чтобы насмешливый читатель… Сличая здесь мои черты, Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет… Однако, несмотря на эту иронию, сам Пушкин, его образ, его мысли, его мировоззрение так точно присутствуют на страницах «Евгения Онегина», что, по-моему, смело можно утверждать: действительным главным героем этого романа является именно Пушкин. Онегин ведет типичный для молодежи того времени образ жизни: посещает балы, театры, рестораны. Но все это ужасно надоело Онегину, и он «давно зевал средь модных и старинных зал». Ему скучно и на балах, и в театре: «…Отворотился - и зевнул, и молвил: «Всех пора смену; балеты долго я терпел, но и Дидро мне надоел». То есть пушкинский герой - дитя этого общества, но в то же время он чужд ему. «Томясь душевной пустотой», Онегин разочаровывается в жизни, впадает в депрессию. Он пробует заняться какой- либо полезной деятельностью, в частности - писать, но «ничего не вышло из пера его».
Здесь сказывается как его барское восприятие («труд упорный ему был тошен»), так и отсутствие призвания к труду («зевая, за перо взялся»). Забросив это занятие, Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в своем имении. Но, проведя одну реформу, он и это бросает. И я совершенно согласна с Белинским, который сказал: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность »
В Онегине есть такое качество, как «души прямое благородство». Он искренне привязывается к Ленскому , но вообще он не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга. Онегин убивает Ленского опять же у Пушкина описан пророк совершенно иного типа. Этот пророк должен ! будет «глаголом» жечь «сердца людей». Именно «сердца», а не умы. В этом его отличие от всех предыдущих пророков. Но оставим на время этот путь размышления и посмотрим, что нового увидел и услышал пророк после своего перерождения: И внял я неба содроганье, И гоний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Вот и все! Кажется, что этого мало, но это впечатление ошибочно.
Действительно, ранее будущий пророк «влачился» в плоском мире «мрачной пустыни», но после встречи его с серафимом в сознании пророка из перепутья дорог восставилась вертикаль - как физическая («и внял я неба содроганье…», «…и гад морских подводный ход…»), так и метафизическая («…И горний ангелов полет…», «…И дольней лозы прозябанье»). В итоге человек ощутил себя в центре вселенной (своего рода начале системы координат), он познал мироздание и понял, что весь мир - для него, что мир - это Дом для человека (стихотворение «Пророк», кстати, является кульминацией темы Дома в поэзии Пушкина). Цель пророка, таким образом, - донести до людей, что весь мир - для человека. Эта тайна будет жечь сердца, потому что она обязывает человека отвечать своему предназначению. Это - «вся истина»
Сделанные мной выводы, таким образом, подтверждают то, что цель поэзии Пушкина существует вместе с самой поэзией, а не обособленно, что художественный мир Пушкина гармоничен; наконец, эти выводы замечательно подтверждают авторские слова о цели поэзии, которые я и приведу в заключение (еще раз): «беспристрастный как судьба», поэт « недолжен … хитрить и клониться на одну сторону, жертвуя другою… Не его дело оправдывать и обвинять, подсказывать речи»; его дело - «глубокое, добросовестное исследование истины», именно «во всей… истине» он должен изображать мир и события.