Сочинения по литературеПушкин А.С.Евгений Онегин"Нет рано чувства в нем остыли " (образ разочарованного героя в романе А С Пушкина "Евгений Онегин") (вариант 2)

"Нет рано чувства в нем остыли " (образ разочарованного героя в романе А С Пушкина "Евгений Онегин") (вариант 2)

"Евгений Онегин" - роман о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, просвещении и искусстве, о духовных исканиях лучших людей, о ее прошлом, настоящем и будущем.

Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIX века. В центре внимания - жизнь столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома де кабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Главный герой, по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ 20-х годов XIX века, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от народной культуры, от национальных корней. Он воспитывался французамигувернерами. Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни. Учили его "всему шутя", "чему-нибудь и как-нибудь", но Онегин все же полу чил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, историю "от Ромула до наших дней", имел представление о политэкономии Адама Смита. Безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, блестящий успех в свете и у женщин - вот что привлекает главного героя романа.

Так он прожил почти восемь лет. Но Онегин умен от природы и стоит значительно выше светской толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни. "Резкий, охлажденный ум" и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование, "русская хандра им овладела". Томясь скукой, Онегин пробует искать смысл жизни в какойлибо деятельности. Первой попыткой его была литературная работа. Но система воспитания не научила его работать, поэтому "ничего не вышло из пера его". Онегин начинал читать: "читал, читал, а все без толку". В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности:

В своей глуши, мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...

И раб судьбу благословил.

Но и эта деятельность - от скуки, "чтоб только время проводить ", не захватила Онегина. И он снова был охвачен хандрой, разочарованием в целях и образе жизни. Потому и интересен нам Онегин, что его разочарование - это "хандра" целого поколения замечательной дворянской молодежи. Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, были прочны в душе героя. Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевными страданиями, соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу "старого" и "нового" в его сознании, сопоставляя с другими героями романа - Ленским и Татьяной, - сплетая их судьбы. Иное измерение противоречивого характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной. В новом соседе она увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам. Все лучшее, чистое, светлое, не тронутое развращенной моралью светского времяпрепровождения проснулось в душе Онегина:

Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Но безразличие к жизни, разочарование в ней, "желание покоя ", равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили, подавили его. Он отказался от любви провинциальной мечтательницы. Еще трагичнее столкновение "старого" и "нового" в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды одухотворенностью, интеллектуальностью и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными натурами. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом. Их дружба, как мы знаем, закончилась трагически. В пушкинском романе понять "разочарованного героя" Евгения Онегина нельзя без внимания к личности автора. Начнем с того, что это роман в стихах. Форма всякого романа вообще условна. О событиях, совершающихся в течение ряда лет, мы можем узнать в течение нескольких м

инут, и, наоборот, в том, что произошло за несколько минут, мы можем читать на многих страницах, потратив на это часы и часы. Тем более условна форма рома на в стихах, когда и герои, и автор говорят и думают стихами. В стихотворном поэтическом произведении сильнее, чем в прозе, сказывается личность автора, ибо поэзия требует яркой оценки, краткого и точного выражения мыслей и чувств (можно остановиться на форме романа в стихах - онегинской строфе, свободном чередовании событий).

Сам образ разочарованности порой принимает в "Евгении Онегине" ироничную форму. Вот как пишет об этом Пушкин в отрывках из "Путешествия Онегина":

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи -

Да пруд над сенью ив густых,

Раздолье уток молодых;

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака

Перед порогом кабака.

Мой идеал теперь - хозяйка,

Мои желания - покой,

Да щей горшок, да сам большой.

Личность автора сказалась в выборе темы, сюжета произведения, в понимании хода жизни, в оценке героев, в тоне повествования (лиричном, ироничном и т. п.). Автор оценивает определенные сюжетные ситуации (письмо Татьяны, встреча Татьяны с Онегиным, дуэль и т. д.), прерывает повествование лирическими отступлениями, вспоминая свое прошлое, делясь с читателем мыслями о настоящем, о героях, об их поступках. В отдельные моменты он становится действующим лицом романа (рассказывая о своих встречах с Онегиным, предлагая прочитать имеющееся у него письмо Татьяны). Поэт сопоставляет интересы и пристрастия Онегина со своими, отмечая не только сходство, но и различия между собою и героем (в отношении к свету, к театру, к деревенской жизни, к любви).

Автор выступает как носитель нравственного идеала, с которым соотносятся не только главные герои романа, но и "дворянское множество", все эти Буяновы, Фляновы, Зарецкие и т. д. (мелочность и "расчеловеченность" последних ярче выступает на фоне личности автора). Автор подчеркивает, что он знает о жизни больше и видит дальше, чем знают и видят его герои. Перед опи санием последней встречи Онегина с Татьяной автор вспоминает свой жизненный и творческий путь. На фоне истории жизни поэта с его увлеченностью творчеством, природой, радостями жизни особенно трагичной выглядит судьба Онегина. И вместе с тем вмешательство автора в повествование как бы говорит о том, что жизнь с концом романа не кончена, она продолжается и озаряется далеким светом. О цели и смысле жизни думают главные герои романа - Онегин, Ленский, Татьяна, думает Автор. Бездумно по течению жизни плывут лишь старики Ларины, Ольга и другие второстепенные герои. Само появление онегинского типа было знамением времени и свидетельствовало о неблагополучии в русском обществе. Вместе с тем поэт понимал и трагическую вину своего героя: неумение стать выше условностей света, нежелание понять глубину чувства провинциальной девушки, поступиться своим покоем. Отсюда - и сочувствие герою, и легкая ирония, в тоне которой часто ведется повествование о нем. Во всяком случае, судьба героя трагична. Точно так же трагична и судьба Ленского. И он думал о высокой цели жизни, ведя долгие разговоры и споры об этом с Онегиным. Но он погиб слишком молодым, так и не избрав своего жизненного пути (вспомним два варианта его будущего, нарисованные Пушкиным). Ленский со своей наивностью и чистотой как бы оказался чуждым окружающей действительности, она вытолкнула его из себя.

По-своему трагична и судьба Татьяны, предававшейся с юности романтическим мечтаниям. Она ближе других героев к народным основам жизни, к народной нравственности, но и она одинока, ее можно, как говорил Белинский, назвать исключением из мира нравственно увечных явлений. Действительность оказалась враждебной к ней, и вместо счастья ей придется до конца дней своих выполнять долг, живя с уважаемым, заслуженным, но нелюбимым супругом.

С судьбой героев сопоставима судьба Автора. Он испытывает полноту жизни, живет ее радостями, страдает ее горестями и бедами. Смысл жизни он видит в творчестве, в деятельности, в самозабвенном поэтическом труде. Какими бы тяжелыми сторонами ни оборачивалась действительность, он верит в лучшее, и потому даже последние грустные строки романа озаряются легкой улыбкой поэта. В судьбах и исканиях трех героев романа Пушкин сумел отразить трагизм жизни в России начала XIX в. Трагедия Онегина - в отсутствии высокой цели. Но он ищет эту цель, стремится наполнить жизнь большим содержанием. И не его вина, и отчасти его вина в том, что это не удается. Пушкин видел незаурядные качества героя, но он видел и силу враждебных обстоятельств, губительно сказавшихся на его судьбе.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: "Нет рано чувства в нем остыли " (образ разочарованного героя в романе А С Пушкина "Евгений Онегин") (вариант 2)

Слов:1300
Символов:9678
Размер:18.90 Кб.