В. Г. Белинский: «Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому». С этим суждением остаётся только согласиться. Необходимо добавить, что гений Пушкина, на мой взгляд, заключается не только в бессмертии сюжетов его произведений: мало кто из писателей пытается ответить в одном произведении сразу же на несколько вопросов. Другими словами, берутся за решение какой- либо одной - показать глупость народной жизни, «закулисную» жизнь светского общества, бессмысленное бытие народа и т. д. А Пушкин в данном произведении делает многочисленные лирические отступления, в которых и размышляет на многочисленные темы.
Поэтому почерпнуть из этого творения можно очень многое. Начнём с начала сюжет: вот уж поистине жизненная ситуация. Это далеко не любовный треугольник, даже не знаю как и назвать. Есть чему поучиться! После прочтения волей- неволей задумываешься о том, какая всё- таки сложная эта штука- жизнь: никогда не знаешь где найдёшь, где потеряешь (у Онегина наоборот он потерял, а лишь потом нашёл, но было поздно). Пушкин очень много рассуждает о жизни. Он показывает жизнь большого города с многочисленными балами и развлечениями, город с «парадного подъезда», где всегда весело и шумно. И сквозь это проводит тему одиночества, какого- то отчуждения, причём делает это так, что самому читателю становиться грустно. А ведь так на самом деле: смотришь на город- все куда- то торопятся, смеются, кричат, разговаривают и шутят - короче - город живёт шумной и бурной жизнью. А стоит лишь чуть-чуть приглядеться - там задумчивое лицо с бездонными глазами, здесь люди с рассеяно-отчуждёнными выражениями лиц. Невольно вспоминается отрывок из стихотворения Рылеева:
* С тяжкой грустью, с чёрной думою
* Я с тех пор один брожу,
* И могилою угрюмою
* Мир печальный нахожу.
* Всюду встречи безотрадные!
* Ищешь, суетный, людей,
* А встречаешь трупы хладные
* Иль бессмысленных детей…
Хотя, учитывая мои годы, можно сказать, что ЭТО не так уж и заметно. Следующее «новшество» - это язык. Конечно, муза Пушкина была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов (можно сказать более она приняла их в себя, как «своё законное состояние и возвратила их миру в новом, преображённом виде» (Белинский) ), но то, как он ею лепит настроение читателя, возвышает его к божественным началам, и в очередной раз доказывает, что им (автором) руководит гений. Его язык чертовски привлекателен. Где надо там короткие, лаконичные предложения (ибо «краткость - сестра таланта»); где необходимо дать полное описание, там появляется вязкая, текучая речь, словно рождественская ёлочка, обвешенная гирляндами прилагательных. Красота! И с её помощью Пушкин, как человек, познавший высший свет
В этом произведении автор показал нам высокое знание античности и
истории. А это, в очередной раз, доказывает, что история учит многому: это
ведь не книжный ум, а жизненная школа, где в роли преподавателей выступают
“великие мира сего”. К сожалению это поздно начинаешь осознавать.
Спускаемся на землю и переходим к «людской» теме. «Будучи многою суетою
смущаем во многих хлопотах, связанных со средним образованием, и из-за
телесных недомоганий великих, бывающих у меня постоянно» (Библия), не помня
я названия романа и имени персонажа, в котором происходил конфликт высоких
намерений с низменными действиями. Так вот Пушкин подкинул ещё «материал
для размышления» (вообще, такие действия присущи величайшим): очевидно, что
речь пойдёт о Евгении.
Прочитал я роман, отложил книгу и подумал: «Так какой же на самом деле Онегин?» Может это игра Пушкина показать главного героя, этого «страдающего эгоиста», в начале с одной точки зрения, потом с другой, а затем с третьей? Или же настолько глубока натура Евгения, что даже сам автор предаёт его на суд читателю? В жизни ведь получается аналогично у каждого есть свои закоулки души и, следовательно, каждый может быть непонятым. Есть о чём призадуматься! Прочтя роман, понимаешь, что озлобленный ум есть тоже признак высокой натуры, ибо такой человек не доволен не только окружающими, но и самим собой. И ещё, как-то дико понимать, что существуют люди, подобные Онегину, которые не знают, что им надо. Вообще, читая этот роман, меняешь угол зрения на многие вещи. В некотором смысле, это произведение можно назвать философским. В своих философских отступлениях автор показывает быт того времени, при этом даёт оценку, размышляет, пытается найти ответы на многие коренные вопросы бытия. И в этих ответах находишь очень много нового для себя. С чем-то можно согласиться, а с чем- то и поспорить. Закончить сие творение хочу словами вышеуказанного величайшего мастера пера, но с учётом возможностей быстрорастущего гения нижеподписавшегося:
* «Пересмотрел всё очень строго:
* Противоречий очень много,
* Но их исправить не хочу.
* Цензуре долг свой заплачу,
* И учительницам на съеденье
* Плоды трудов своих отдам.
* Иди же к школьным берегам
* Новорождённое творенье,
* И заслужи мне славы дань:
* Одни пятёрки, шум и брань!»
Душевно надеюсь, что шума и брани будет не очень много. Не сочту за дерзость мысль о том, что брани совсем не будет.