Его надо сослать в Сибирь"- негодовал император. Разумеется,
его, возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек
в "Вольности". И все же возмущала не она, а стихи типа Сказок и
послания ."К Чаадаеву".
Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось
служебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка:
Пушкина удаляли из
столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае
1820 года - чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался
исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из
жизни литературных кружков и сообществ. Служебными
обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был, в. этом была
относительная свобода Но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником -
и это не могло не сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в
творчестве Пушкина - расцвет романтизма Мы уже говорили, что в
художественной системе романтизма ключевое место занимает
свободная личность героя, что для романтика свобода - высшее
благо. Чтобы лучше понять идейно-образное содержание
романтического метода, давайте обратимся к одному из
известнейших стихотворений Пушкина той поры - к "Узнику". Это
своеобразная формула романтического мировосприятия.
Стихотворение открывается обручи "темницы" и томящегося в
ней "узника". Вам никогда не приходило в голову задать вопрос:
за какое преступление герой "сидит"? На какой срок осужден? Как
происходил суд? Где
приходило. И это абсолютно Нормально и правильно. Пегому что по
законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать.
Основное содержание романтизма - выражение страданий души от
несоответствия действителыности идеалам: мир не таков, каким
должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический
герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он
одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы
романтизма - тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной,
недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой
ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море - стихия.
Вскормленный в неволе орел молодой, мой
грустный товарищ...
Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла -
очень романтический символ. Прежде всего, это птиц гордая (не
дается в руки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не
собираются в стаи). В нем - мощь свободного полета, тяга в
поднебесье... Обратите внимание: стремление к свободе у орла -
врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление
- определяющее качество; утратив его, орел перестает быть орлом,
перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника?
В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в
воображении, в душе романтического героя, противостоя миру
реальному:
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.."