Сочинения по литературеПушкин А.С.Капитанская дочка«Капитанская дочка» как начало русского исторического романа

«Капитанская дочка» как начало русского исторического романа

«Капитанская дочка» положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков.

Роман «Капитанская дочка» повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия.

Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро, помогающий Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина.

Пушкин стремится объективно показать эту историческую личность, сыгравшую огромную роль в судьбе России. Перед нами предстает человек плоть от плоти народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести.

Емельян Пугачев старается помочь, кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению К Гриневу, Маше, Швабрину…

Расправа же над непокорными офицерами — вынужденная мера военного времени. Так почему же все-таки исторический роман назван «Капитанская дочка»? Мне кажется, что это название наиболее полно отражает суть его. Произведение, помимо описанной темы, повествует о данной и искренней любви, ради которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Марья Ивановна Миронова едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное — утвердить справедливость. Она смогла доказать невиновность Гринева, верность его данной присяге.

Постепенно главной героиней романа становится Марья Ивановна — капитанская дочка. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости. Сначала я решила, что оба они отрицательные герои. Автор пишет, что Швабрин сослан в крепость из-за участия в дуэли. И Гринев с самых первых страниц повести произвел на меня плохое впечатление. Он не очень-то хотел учиться, кое-как умел читать по-французски, мечтал вести веселую жизнь в Петербурге, служа в гвардии. По дороге в Белогорскую крепость Гринев пил, играл в бильярд. Только в крепости он предстал передо мною совсем другим человеком.

Вот Петр защищает честь любимой девушки, вызывая Швабрина на дуэль. Его не остановило то, что он может погибнуть. Это дело чести – защитить имя любимой. А впереди Гринева ждет еще более суровое испытание.

Крепость занимает Пугачев. Швабрин переходит на сторону мятежников (не из-за идейных убеждёний, конечно, а, желая сохранить себе жизнь), а Петр Гринев, испытывая симпатию к Пугачеву, отказывается служить у него даже под виселицей. “Я присягал государыне – императрице, тебе служить не могу”. Эта сцена очень хорошо раскрывает смысл пословицы. Швабрин запятнал свою честь, став предателем. Гринев показал себя мужественным, умеющим держать слово, отстаивать свои убеждения.

И, наконец, еще один поступок Петра Гринева, подтверждающий, что он порядочный человек, его поездка в лагерь мятежников, чтобы спасти Машу. Этот эпизод помог мне сделать вывод, что для Гринева честь – это не только верность императрице, это благородство, умение любить, способность отвечать за свои поступки, готовность к самопожертвованию. Достойно выходя из сложных жизненных ситуаций, Гринев доказал, что он – человёк чести.Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы..исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.

Русские писатели всегда обращались в своих произвед

ениях к проблеме чести. М.вжно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: “Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…” Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет ин триги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин во всем противоположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу.

Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева. Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов” и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Молодой Гринев имел влияние даже на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: “Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину”. Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.Интересен финал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина, Итак, пословица “береги честь смолоду” имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: «Капитанская дочка» как начало русского исторического романа

Слов:1316
Символов:9708
Размер:18.96 Кб.