В драме Островского показан сложный,тра- гический процесс раскрепощения оживающей души.Здесь мрак борется со светом,взлёты сменяются падениями,здесь сказывается и живучесть морали"тёмного царства",и шат- кость этой морали. Глубоко трагична пер- вая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни -мотив неми- нуемой гибели ("Ты убей, загуби меня со полуночи..."):"Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?"; "Зачем ты моей погибели хочешь?"; "Ты меня загубил!" Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя него идёт на верную ги- бель! "Не жалей, губи меня!" -восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий,и мы убеждаемся в необы- чайной силе героини.А каковы первые сло- ва Катерины? Вслушаемся в них вниматель- но:"Для меня,маменька,всё одно, что род- ная мать,что ты,да и Тихон тоже тебя лю- бит". В отличие от жены,Тихон произносит свои оправдания жалобно,даже,может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы". Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упрёки.Но с каким достоинст- вом, как просто и искренне говорит она! Характерно и это обращение на"ты" (как к равной),и стремление к ясным, доброжела- тельным человеческим отношениям.В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона,мы представляем себе Катерину как покрную жертву,человека со сломанной во- лей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", -говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характе- ром,с живым,вольнолюбивым сердцем.Из до- му она убежала, чтобы проститься с Бори- сом,не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таиться,но + "громко, во весь голос" зовёт любимого: &quo