Декабристское восстание обострило интерес А. С. Пушкина к истории России. В русле этого интереса возникли драма «Борис Годунов», поэмы «Полтава» и «Медный всадник», научное исследование «История Пугачева», историческая повесть «Капитанская дочка» и другие произведения.
Исторической основой повести «Капитанская дочка» послужило крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Оно привлекло внимание А. С. Пушкина еще во время ссылки в Михайловское. А в начале 30-х годов XIX в., когда по стране прокатилась волна крестьянских мятежей, в которых кое-кто из современников увидел приметы «новой пугачевщины», поэт всерьез занялся разработкой этой темы. Она потребовала тщательного изучения документов и архивных материалов. Летом 1833 г. Пушкин добился разрешения на поездку по местам пугачевского восстания — в Оренбургскую и Казанскую губернии. Во время этой поездки им были собраны народные песни и предания о Пугачеве, а также рассказы очевидцев пугачевского восстания. Опираясь на сведения, почерпнутые из разных источников, осенью 1833 г. Пушкин завершил научный труд «История Пугачева» (по требованию Николая I переименованный в «Историю Пугачевского бунта»), который стал, по сути, первым научным исследованием «русского бунта».Повесть «Капитанская дочка», начатая в
Интересно, что поначалу Пушкин хотел сделать главным героем повести дворянина Шванвича, перешедшего на сторону Пугачева. Однако в процессе изучения исторического материала он пришел к выводу о том, что тогдашний дворянин не мог бы вступить в союз с восставшим народом: слишком велик был разрыв между ценностями дворянского и крестьянского сословий. В «Замечаниях о бунте» Пушкин писал: «Весь черный народ был за Пугачева... Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны». Стремясь быть верным исторической правде, писатель превратил Шванвича в предателя Швабрина, а в центр повести вывел верного долгу и требованиям человечности Петра Гринева.