Не ослеплён я Музою моею, Красавицей её не назовут, И юноши, узрев её, за нею Влюблённою толпой не побегут. Приманивать изысканным убором, Игрою глаз, блестящим разговором Ни склонности у ней, ни дара нет. Но поражён бывает мельком свет Её лица необщим выраженьем...
Е.А. Баратынский
Пушкин назвал «милым идеалом» (8, LI) Татьяну Ларину, главную героиню романа «Евгений Онегин». Но можно ли применить это известное определение к героине из другого произведения? Иначе говоря, насколько похожи Татьяна Ларина и Маша Миронова, насколько они выражают пушкинский идеал женщины?
Сравнивая биографии Татьяны и Маши, следует отметить их внешние различия. Татьяна — потомственная дворянка, изнеженная барышня, живущая с родителями в родовом поместье, вынянченная крепостной, воспитанная на французских любовных романах, погружённая в свои мечты, обладающая высоким интеллектом и склонностью к рефлексии. Маша — капитанская дочка, дворянка лишь во втором поколении, потому что её отец происходил из солдатских детей и стал дворянином, дослужившись до офицерского чина. У Мироновых есть только одна крепостная душа — преданная служанка Палашка. Маша всю жизнь прожила в далёких гарнизонах, похожих на богом забытую Белогорскую крепость, не получила дворянского воспитания, по бедности ей предназначено самой вести дом, не рассчитывая на слуг. Она умеет только читать и писать, у неё нет высокого интеллекта, как у Татьяны, но есть душевная чуткость и верное нравственное чувство.
Следовательно, по происхождению и воспитанию две героини значительно отличаются одна от другой. Однако в их поведении видны общие черты: обе они тихие, скромные, внешне незаметные девицы. Пушкин подчёркивает это, помещая рядом с Татьяной живую и весёлую Ольгу, а рядом с Машей — бойкую домоправительницу, мамашу Василису Егоровну.
Обе героини наделены сильным, решительным характером, что автор очень высоко ценит. Татьяна, влюбившись в светского денди, первая открывает ему свои чувства, а получив в ответ на доверчивое признание строгую отповедь, не проклинает Онегина, но продолжает любить его. Даже прочитав книги своего избранника и поняв его характер, себялюбивый, сухой и озлобленный, она сохраняет в душе уважение и любовь к нему. И Татьяна права: Онегина есть за что уважать и любить.
Сильный характер капитанской дочки раскрывается в любви и в тяжёлых испытаниях, которые выпали на её долю. Маша, несмотря на свою внешнюю простоту, очень чуткая и наблюдательная девица. Она полюбила Петрушу Гринёва, так как разглядела в нём достойного человека, и каким-то внутренним чувством сумела отличить своего избранника от бессовестного Швабрина. Твёрдость характера Маши проявляется в реакции на письмо старшего Гринёва, который не
Татьяна, оказавшись в столичном светском обществе, проявила свой сильный характер и не поддалась светским соблазнам. Она сохранила в душе высокие идеалы и моральные принципы, которые усвоила из прочитанных книг и от няни. Нравственное чувство уберегло её от светской суеты, или, как она сама говорит, от «маскарада» (8, ХLVI). У Татьяны достало характера и воли отказать Онегину, когда он предлагает ей, замужней даме, свою любовь. Чувство долга в Татьяне сильно так же, как и в Маше; оно помогает ей с честью выйти из сложного объяснения с Онегиным.
Итак, после сравнительного рассмотрения образов Татьяны Лариной и Маши Мироновой можно отметить, что в характерах этих героинь много общего. В них выразился пушкинский идеал женщины, или то, что Белинский назвал «тоска по идеалу» (В.Г.Белинский «"Параша". Рассказ в стихах. Т.Л. (И.С.Тургенева)»). В обеих проявились черты, которые автор выше всего ценит в женщине: девичья скромность, тонкость чувств, возвышенное понимание любви, нравственная стойкость. Иными словами, Пушкина привлекает не только внешний вид, но и сердечное благородство, душевное обаяние, которые делают его героинь неотразимо прекрасными. Доказательством этой мысли может служить сцена из «Евгения Онегина», когда Онегин, «из дальних странствий возвратясь», попадает на бал и видит Татьяну после продолжительной разлуки:
Беспечной прелестью мила,
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы;
И, верно б, согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была. (8, XVI)
По сути Татьяна Ларина и Маша Миронова очень похожи, значит, капитанскую дочку с полным правом можно назвать «милым идеалом» Пушкина.