Произведение написано Пушкиным в 1833 году. А.С. приехал в имение Болдино на обратном пути с Урала. Настал срок нового творческого подъема поэта: началась его вторая знаменитая "Болдинская осень". В короткое час А.С. написал множество первоклассных произведений.
Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое час года, поэтому поэт описывал "унылую пору, очей очарованье" с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывал о своем восхищении: "Люблю…в багрец и золото одетые леса". Поэт воспевает "прощальную красу", несмотря на скорое ее завершение. Он показывает, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы, претворяясь в лирические создания.
Пушкин хотел заразить читателя своей особенной, небывалой любовью к осени, знамению вечного обновления жизни. Александр Сергеевич, обращаясь к "читателю дорогому", надеется, что публика сможет также понять всю красоту "улыбки на цветах увянувших" и насладиться чудесными описаниями "сладкой тишины".
Сходны в стихотворении образы осенней природы - лирического героя. В их описании передаются впечатления поэта, его чувства: "прощальная краса, природы увяданье, редкий солнца луч".
Жанр произведения – стихотворение, поэтому большое внимательность уделено лирическим переживаниям. Главную роль в описании осени играют эпитеты: "могильная пропасть", "свежее дыханье". Пушкин, словно кистью рисует картину последнего вздоха природы. Метафора "в багрец и золото одетые леса" позволяет мысленно представить почти сказочные лесные богатства болдинских мест осенью. Инверсия ("Люблю я пышное природы увяданье") способствует поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется более живым, динамичным. Обращение "Унылая пора!" частично олицетворяет осень, делая ее ещё более живописной. Пушкин использует прием аллитерации для описания шума ветра: "В их сенях ветра шум и свежее дыханье". Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу. Размер стихотворения
В стихотворении не присутствует свойственное лирике Пушкина нарастающее движение, преобладают личные интонации. Особая выразительность создается использованием лексики старого стиля: "осенний хлад", "страждут озими", "мучишь". "Осень" любопытно рифмована: отдельными строфами, по восемь стихов в каждой. Первая, третья и пятая строчки рифмуются между собой ("очарованье", "увяданье", "дыханье"); вторая – с четвертой и шестой ("краса", "леса", "небеса"); последние две – приятель с другом ("морозы", "угрозы"). Такая последовательность проведена через все стихотворение. Строфика произведения – октава, благодаря которой создается оттенок легкой грусти.
Наблюдается применение синтаксических приемов, усиливающих выразительность речи. В стихотворении присутствует перенос со строки "Так нелюбимое дитя в семье родной / К себе меня влечет". Пушкин неоднократно меняет порядок слов, использует инверсию: "к привычкам бытия ещё чувствую любовь". В стихотворении встречается синтаксический параллелизм: "Чредой слетает сон, чредой находит голод".
Красочность и пышность увядающей осени Пушкина поражает. Читая верное, точное и реалистическое изображение картин природы, невольно хочется лично увидеть рощу в Болдино, "последние лисы с нагих … ветвей", ощутить "осенний хлад". Кажется, что осень в стихотворении поэтически очеловечена, иносказательно, метафорически представлена в виде живого существа ("чахоточная дева", "бедняжка клонится без ропота и гнева"), пышно наряжена "в багрец и золото". По-моему, данное творение – образец прекрасного лирического произведения, классика мировой поэзии.