У каждого человека есть любимое время года — время, когда на душе становится легко, когда природа начинает жить новой, прекрасной, интересной жизнью. Люди по-разному воспринимают явления, происходящие в окружающем нас мире: для одного мил блеск искристого снега студеными зимними днями, другой с восторгом наблюдает весеннее пробуждение природы, третий с нетерпением ждет жаркого солнечного лета, еще кто-то любуется золотом осенних деревьев.
Александр Сергеевич Пушкин совершенно по-особенному любил осень — время, когда «роща отряхает» с ветвей «последние листы», когда «журча, еще бежит за мельницу ручей», а замерзший пруд напоминает о том, что лето осталось позади. «Теперь моя пора», — говорил поэт с наступлением этой унылой, но прекрасной поры:
* …я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я
* болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Лето своими засухами, жарой и комарами губит все «душевные способности» автора. И даже зима с «блестящими тревогами» ее праздников и легким бегом саней по белому снегу не дарит поэту такого вдохновения, какое приносят дни поздней осени. Только в « пышном природы увяданье» он видит могучее проявление жизни.
* Унылая пора! очей очарованье!
* Приятна мне твоя прощальная краса, —
восклицает поэт. Его внимательный, глубокий взгляд настоящего художника невероят
* Легко и радостно играет в сердце кровь.
* Желания кипят — я снова счастлив, молод,
* Я снова жизни полон сил
Точно и правдиво рисует автор процесс поэтического творчества. Красота осенних дней и тайна тихих вечеров рождают небывалое вдохновение в душе Пушкина. В сладкой тишине он забывает обо всем, окружающий обыденный мир перестает существовать, и воображение пробуждает в нем поэтические картины.
* Душа стесняется лирическим волненьем,
* Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
* Излиться наконец свободным проявленъем…
Только осенью рождаются лучшие «рифмы легкие» в душе поэта. Только эта таинственная и прекрасная пора открывает вдохновенному взору неизведанные дали и пути творчества. Осень словно приоткрывает перед ним завесу будущего. И льются замечательные стихи.