«Станционный смотритель» относится к циклу «Повестей Белкина» и написан Пушкиным раньше «Пиковой дамы» на 3 года. События жизни главного героя Вырина проходят в Петербурге. Вырин ищет Минского, ротмистра, который обманом увез дочь Вырина Дуню. Вырин «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Вырин выясняет, что ротмистр живет в гостинице Демута - близ Невского проспекта. Петербург представлен в повести в социальном и нравственном контрасте - на окраине, в Измайловском полку, жил бедный и обиженный Вырин, в центре в дорогой гостинице жил богатый офицер Минский. Топография как бы дает социально- нравственную содержательность. Придя к Минскому, Самсон Вырин просит вернуть ему дочь, «ведь вы натешились ею». Благородный дворянин Минский, сунув старику деньги за рукав, выпроводил его на улицу. Пушкин создает ситуацию, когда оскорбленный человек, маленький беззащитный чиновник остается один на один с городом - человек на улице. Скорее всего, Вырин, выйдя из Демутовой гостиницы попал на Невский проспект. Во всяком случае, чтобы вернуться в Измайловский полк, надо было пересечь Невский. Развернув сверток и увидев деньги - оплата за Дуню, Вырин в горечи и гневе бросил их наземь и притоптал каблуком. Отойдя несколько шагов, он остановился и решил вернуться за деньгами, но их уже не было. «Хорошо одетый молодой человек, увидя его, побежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «пошел!». Действие не случайно перенесено на улицу центральной части Петербурга - теперь в нем, городе, оказались сфокусированы силы, исходящие от обидчиков, проживающих в центре столицы и определяющих ее лицо. Реноме Минского, респектабельного, богатого, благородного дворянина, оказалось фальшивым. На самом деле это себялюбивый, эгоистичный человек, способный лгать (притворился больным в доме приютившего его Вырина, чтобы соблазнить и увезти Дуню), равнодушный к чужому горю, горю отца. Так же обманчива, фальшива наружность «хорошо одетого молодого человека», который украл деньги старика. Лжет, обманывает, обижает этот Петербург, эта столица - такой напрашивается вывод. Социальный быт и нравы пушкинского Петербурга можно рассматривать как исторические свидетельства той эпохи. Пушкин продолжил свою жизнь не только в прямых своих потомках, но и в памяти народной