Творчество Пушкина петербургского периода завершается выходом летом 1820 г. поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин работал над ней в течение трех лет. Поэма представляет собой как бы синтез ранних поэтических исканий попа. Вместе с тем «Руслан и Людмила» - определенный рубеж в развитии русской литературы, русской поэзии начала века, введение и новый период развития русской литературы, ознаменованный торжеством романтизма. Поэма «Руслан и Людмила» создается Пушкиным в противоположность старой поэме как в ее героическом, так и в ироикомическом жанре. Своей поэмой Пушкин вступал в творческое соревнование и с Жуковским как автором волшебно-романтической поэмы «Двенадцать спящих дев», написанной в мистическом духе (Пушкин пародирует ее в IV песне своей поэмы). Интерес Пушкина к древнерусской истории усилился в связи с выходом в 1818 г. первых восьми томов «Истории государства Российского» Карамзина. Пушкин с жадностью прочитал труд Карамзина. В поэме «Руслан и Людмила» чувствуются отголоски этого чтения, в частности в изображении борьбы Киева с осаждающими по печенегами. Материалом для поэмы Пушкина послужил также сборник «Древние российские стихотворения» Кирши Данилова и сборники сказок. Современникам казалось, что в поэме «Руслан и Людмила» воссоздан облик и дух старины. В изображении пира у Владимира действительно воплощен русский дух - «здесь Русью пахнет». Все же исторического в поэме очень мало, хотя в ней ощутимо стремление к народности, которое рано проявляется в поэзии Пушкина. Позднее, когда Пушкин глубоко овладел духом русской старины, им был присоединен к поэме написанный в 1825 г. знаменитый пролог «У лукоморья дуб зеленый…», дающий поэтический свод русских сказочных мотивов. По сравнению с волшебным эпосом классицизма поэма «Руслан и Людмила» явилась новым шагом вперед в развитии жанра поэмы, прим