«На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя. Со мной и поступили, как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе…»
Это строки из письма М. Булгакова И. Сталину. О чем оно? О затравленности, забиваемости камнями, гонимости известного писателя. Жить и работать свободно мешают, любые творческие начинания подавляются. Это ли не преступление против свободы личности?
Судьба М. Булгакова не единична. В одном ряду с ним могут быть названы имена Б. Пастернака, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Зощенко и много других.
Сопоставление писателя с волком не случайно. Мы можем увидеть данную метафору во многих стихотворениях поэтов XX века:
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей…
Это стихотворение О. Мандельштама. В нем автор сравнивает себя с волком, которого пытается уничтожить век-волкодав, хотя сам поэт не хочет жить по волчьим законам.
Сравнение своего положения в обществе с загнанным зверем встречается и у Б. Пастернака:
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет!
И через десятилетия поэт В. Высоцкий, у которого при его жизни не было опубликовано ни строчки, напишет:
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня не так, как вчера:
Обложили меня, обложили –
Но остались ни с чем егеря!
Идет охота на волков, идет охота —
На серых хищников, матерых и щенков:
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятна красные флажков.
Высоцкий пишет о несвободе поэта в обществе, о том, как тяжело «выйти за флажки». Неважно, кто стоит у власти, человек, отличающийся независимостью суждений, преследуется. Сколько веков власть имущие пытаются лишить поэтов свободы, но все безрезультатно. Правители уходят и низвергаются потомками со своих пьедесталов, поэты же остаются в истории на века.
Созданный Булгаковым образ Мастера в произведении «Мастер и Маргарита» как нельзя лучше отражает это.
Мастер — историк по образованию, занимающийся переводами. Он широко образован. Это человек лет тридцати восьми, бритый, с острым носом и встревоженными глазами. Почему Булгаков назвал своего героя Мастером? «Мастер» означает высшую степень совершенства. Герой сочиняет роман, но не просто сочиняет, а проникает в саму суть жизни. Мастер — филосо
Человеку, открывшему истину, нет места в обычной жизни. Можно совершать преступления против личности, можно попытаться уничтожить свободу. Но эти попытки ни к чему не приведут.
Мастер, увидевший суть жизни и рассказавший о ней миру, выше тоталитарной власти. Булгаков сопоставляет своего героя с Иешуа, подчеркивает сходство между ними. Иешуа и Мастер — носители истины, утверждающей справедливость и милосердие как вечные ценности. Оба они непоняты и гонимы. Оба гибнут в том мире, в котором им довелось жить: один заканчивает жизнь в сумасшедшем доме; другой оказывается распятым на кресте. Но самое главное, и Мастер, и Иешуа воскресают для вечной жизни. Сгинул безымянный номер 118, зато писателю, которого зовут высоким словом «Мастер», дано бессмертие: «Ведь ваша подруга называет вас Мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны? Это смешно!» — говорит Мастеру Азазело.
И в финале романа Булгаков направляет своего героя по той же дороге, по которой уходит Иешуа — носитель истины. Такое сопоставление помогло Булгакову показать судьбу художника как вечную драму жизни. Конфликт носителя истины восходит своими корнями к подвигу Иисуса Христа. Самые лучшие люди, свободные душой, всегда преследуются. Так было во все времена. Художник, против свободы которого совершается преступление, обретает бессмертие в вечности.
Но как бы много зла ни было в мире, милосердие всегда торжествует в нем. Оно — составная часть истины, о которой все время ведется речь в романе. Первая ступень этой истины — справедливость.
Перед смертью Булгаков говорил своей жене: «Когда я умру, меня скоро начнут печатать. Журналы будут ссориться из-за меня, театры будут выхватывать друг у друга мои пьесы. И тебя всюду станут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне». Так и случилось. Почему же наше современное цивилизованное общество повторяет старые ошибки? Оно не ценит своих «Мастеров» при жизни, всячески стараясь умалить их свободу, и превозносит после смерти. Оно убивает свободу своими же руками. Но живут бессмертные произведения Булгакова, Ахматовой, Пастернака, напоминая нам, какими мы должны быть: свободными и независимыми, творцами своей собственной жизни.
Пусть свобода станет нашим жизненным компасом. Ведь только вооружившись ею, мы сможем воздвигнуть храм Истины.