Валентин Распутин — яркий представитель «деревенской прозы» — одного из главных направлений современной литературы. Действие в его произведениях почти всегда происходит в деревне, и главные герои в большинстве случаев простые люди. Писатель исследует особенности национального характера, поднимает нравственные и философские проблемы, задумывается о роли личности в истории.
Удивительна героиня рассказа «Василий и Василиса». Трудолюбивая и работящая, она не знает себе пощады. «Просыпается рано», немного полежав в кровати, обдумывает план на день, в котором работа, работа и еще раз работа. Поднявшись, Василиса «начинает бегать», она «делает тысячу дел» только за утро, и весь день героиня на ногах, «то одно, то другое».
Необычны отношения Василисы с мужем. Он «поднимается не рано: рано ему подниматься незачем», живет он не с Василисой в доме, а в амбаре, и когда заходит к ней в дом, то они не только не разговаривают, но и не смотрят друг на друга. Так же молча они пьют чай за одни столом.
Между тем Василий и Василиса прожили друг с другом долгие годы, вырастили детей. Причиной их размолвки стало пьянство Василия, которое довело до того, что у героини случился выкидыш. Простить своего мужа она не смогла, выгнала за порог и с тех пор ни говорила ему не слова, не замечала его, словно его и не было вовсе.
Горе объединяет людей. Когда внезапно нагрянула война, Василий пришел в дом к жене, и она не выгнала его, а при прощаньи первая подала руку. Ничего больше Василиса себе не позволила. Она проводила на войну двоих старших сыновей и дочь Анну. Автор не говорит громких слов о жизни Василисы в эти трудные годы, но об ее мужестве читатель читает между строк.
Один из ее сыновей не вернулся с войны. Василий пришел позже всех. Казалось, помириться бы им и жить снова вместе. Но нет, Василиса «один раз сделанная», жизненные решения она принимает раз и навсегда. Поразительна цельность характера это простой деревенской женщины. О таких, как она, еще Л. Н. Толстой писал: «Сильные люди всегда просты».
Снова поселился Василий в амбаре, снова они стали жить как чужие. Единственное, что было между ними невидимой связующей нитью — это их дети, которые живут как бы между матерью и отцом, одинаково любят их обоих.
Василий — заядлый таежник, охотник, «без тайги он жить не может», возвращаясь после долгого отсутствия, он своей добычей наделяет всех детей, не забывая, что у него есть семья.
Примечателен в рассказе эпизод сенокоса. Здесь, несмотря на разногласия, вся семья в сборе. Сенокос для села — дело святое. Василий и Василиса и вместе, и врозь одновременно. Они молчат, друг друга вроде не замеч
Долго Василий не выдерживает своего одиночества. Устав от бирючьей жизни, он приводит в свой амбар молодую жену. «Хозяйка нужна — вот какое дело»,— объясняет он сыну Петру.
Внешне Василиса к ее появлению относится спокойно, однако заглянувшей в гости старухе Авдотье она говорит о сопернице: «Пускай только зайдет — я ей глаза выцарапаю». Неожиданно встретившись с Александрой во дворе, Василиса бросается на нее с гневными ругательствами. Видно, не все еще в ее сердце умерло по отношению к Василию.
Дети Василия и Василисы быстро сближаются с новой женой отца. Героиня досадует на них. «Матерью-то еще не зовешь ее?» — с укором говорит она дочке Насте.
Ко всему привыкает человек. Привыкла и Василиса к присутствию Александры. Она больше не ругалась с ней, но «стала молчаливой, задумчивой». Видно, все же нелегко ей далось это примирение. Все героиня переживает в себе. Ее внутренних терзаний автор не описывает. Но они все же проглядывают в отдельных ее словах и поступках. Так однажды Василиса собралась даже переехать на житье в город к сыну, но потом передумала.
Ярким эпизодом, подчеркивающим всю прелесть образа героини, является ее разговор с Александрой у Насти, когда в доме дочери Василиса застает плачущую Александру. Сначала Василиса удивляется, а потом, как ни странно, начинает успокаивать соперницу. «Слезами горе не зальешь»,— говорит она ей. Даже Александра удивилась происходящему, она смотрела на Василису с испугом, не ожидая, наверное, что в следующую минуту героиня позовет ее к себе успокоиться чаем. «Я на тебя зла не имею, и ты на меня не имей»,— говорит ей героиня. Автор подчеркивает удивительную глубину, мудрость, доброту и простоту русской: души. Когда Александра собирается уйти от Василия, Василиса от всего сердца благословляет ее. «Я за тебя молиться буду»,— говорит она.
Потрясающе трогательна финальная сцена рассказа, разговор Василисы с собравшимся помирать Василием. Герой фактически признает свою вину перед Василисой, ему «стыдно перед смертью». Василиса успокаивает его, плачет. Это примирение делает Василия счастливым, и необыкновенно легко становится на его душе.
Автор повествует об этой истории с удивительно спокойной, ровной интонацией. Мастерски изображая жизнь простой семьи из самой обычной русской деревни, он ставит перед читателем многие жизненно важные вопросы, обращает его внимание к человеческой личности. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека...»,— весьма уместны в разговоре об этом рассказе Распутина слова В. Г. Белинского.