Все творчество Валентина Распутина посвящено нравственно-философским проблемам. Нет в его произведениях такого героя, который не стоял бы перед нравственным выбором, не прошел бы испытание смертью. В повестях «Прощание с Матерой», «Живи и помни» и «Последний срок» писатель выводит на передний план образы женщин, старух, носительниц исконно русского характера, традиций, высоконравственных праведниц, чувствующих свою ответственность за происходящее.
Пленительный образ женщины-матери создал В. Распутин в повести «Последний срок». Анна наделена щедрым сердцем, умением прощать обиды, окружать людей теплотой и заботой. В образе своей героини автор воплотил свои сокровенные мысли о великой духовной силе русской женщины, об огромной нравственной значимости ее природной роли матери, способной своей любовью противостоять злу в мире.
В. Распутин рисует в своем произведении критическую ситуацию: умирает Анна. Драматические обстоятельства позволяют автору раскрыть те нравственные законы, по которым живет героиня. Прослеживая вместе с писателем судьбу старой женщины, вникая в ее заветные мысли, мы понимаем, что только кровная причастность к родной земле, к труду на ней, к природе, к людям, к бесконечной цепи поколений дает смысл человеческому существованию. В противном случае нам всем угрожает бездуховность. Симптомы этой болезни подметил В. Распутин в образах детей Анны, потерявших связь с родной землей. Все они собрались в доме умирающей старой матери, чтобы проститься с ней. Но их занимают, прежде всего, собственные заботы. Люся спешит сшить себе еще при живой матери черное платье, чтобы выглядеть на похоронах подобающим образом, Варвара тут же клянчит это не сшитое еще платье для своей дочери. Сыновья Михаил и Илья запасливо покупают ящик водки — «мать надо проводить как следует» — и начинают пить заранее. И эмоции у них ненатуральные: Варвара, приехав и открыв ворота, сразу заголосила: «Матушка ты моя-а-а!». Люся «тоже опустила слезу». Так автор показывает, что духовный мир этих людей беден, они утратили благодарную память, озабочены лишь мелочными делами, оторвались от Природы (мать в повести Распутина — это и есть природа, дающая жизнь).
Автор задумывается, почему у такой матери выросли бездушные дети. Анна вспоминает прошлое, детство своих сыновей и дочерей. Вспоминает, когда родился первенец у Михаила, как он был счастлив. Изначально герои способны были «чутко и остро удивляться своему существованию», тому, что окружает на каждом шагу, способны понять свое участие в «нескончаемой цепи» человеческого существования: «чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей». Но погоня за сиюминутными благами затмила Михаилу, Варваре, Илье и Люсе весь свет и смысл жизни. Им некогда, да и не хочется задуматься, в них не развита способность удивляться бытию. Причина духовной и нравственной бедноты, по Распутину, заключается в том, что люди теряют связь со своими корнями. Только младш
Что же за человек Анна? Как она относится к жизни? Какое значение имеет этот образ? Жизнь Анны была до краев заполнена хлопотами. Она была и хозяйкой, и матерью, и кормилицей, и работницей в попе и огороде. Казалось бы, ей-то некогда задумываться, она далека от «философий», жила, как Жилось. Но она пытает себя вопросами, которые далеко не всякий интеллектуал смог бы и решился бы поставить перед собой.
Вся ее прошлая жизнь напоминала бег по кругу, когда нет возможности остановиться и осмыслить происходящее: «...ей некогда быпо вздохнуть и оглядеться по сторонам, задержать в глазах и в душе красоту земли и неба».
Но несмотря на всю жизненную круговерть, Анна умеет видеть и ценить эту красоту. Ей вспоминается молодость, день, когда «она не старуха — нет, она еще в девках, и все вокруг нее молодо, ярко, красиво. Она бредет вдоль берега по теплой, парной после дождя рано». В этот момент Анна чувствует себя по-настоящему счастливой, неведомые чувства охватывают ее, и она полностью поглощена созерцанием красоты окружающего мира. Эти светлые воспоминания оправдывают все муки, все страдания земные. Анна никогда не ропщет на жизнь. И не от рабской покорности судьбе, и от сознания ни с чем несравнимой радости жизни, к которой ты приобщился на свой срок. Она поняла всю свою жизнь как мучительную радость.
Отсюда, от способности чувствовать красоту, от сознания своей ответственности за свой, человеческий срок на земле, идет высочайшая нравственность Анны. Из этой нравственности и вытекает ее бескорыстная любовь к своим детям, несмотря на их равнодушие к ней: «старуха старалась удерживать себя, чтобы не сказать и не сделать лишнее»; чтобы не обременять своих детей заботами, она готова даже «не откладывая... умереть». Она видит в детях произошедшие перемены, но от этого не перестает любить их меньше. Илья «побойчел», Люся «городская вся, с ног до головы ...» Никогда { Анна ничего не просила для себя. Даже о гостинцах она спрашивает исключительно ради своей внучки Нинки. В образе Нинки — надежда на то, что ниточка жизни не прервется: «Поговорю с ей, и на душе легче».
Анна необычайно требовательна к себе. Даже в необходимости додаивать корову, чтобы принести молока своей больной дочери, она видит грех. Но Анна могла проявить и твердость характера, когда это было необходимо. Например, она «в упор из обоих стволов посолила задницу» караульщику Денису. За свою трудную жизнь Анна никогда не поступалась своей совестью, поэтому она уходит из жизни достойно.
Для Распутина образ Анны — образ идеальный. Писателя всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого. Все герои Распутина — это люди, сильные духом, и высокой нравственности. Анна же это человек, который воплощает в себе идеал матери и нравственную силу народа.