Знакомство Ивана Бездомного с Мастером неслучайно происходит в 13 главе романа. В предыдущей главе автор описывает и разоблачает всякую нечистую силу и готовит читателя к тому, что далее будут описываться реальные события жизни. На самом же деле встреча Ивана с Мастером оказывается не чем иным, как подтверждением всего того странного и необычного, что было описано ранее.
К этому времени мы уже знаем всех героев романа, кроме главного. Каждый из них уже столкнулся с Воландом и его необычной свитой. Не один Иван после этой встречи оказался в психиатрической больнице, но почему именно с Иваном сводит автор своего героя? Наблюдая за беседой этих двоих «сумасшедших», мы замечаем, что они похожи в своем помешательстве. Но произошло это по разным причинам. Если Ивана привели в больницу крайне необыкновенные обстоятельства, то Мастер оказался там напротив, благодаря самым обыкновенным событиям жизни. Иван слушает рассказ Мастера о его мытарствах по редакциям и ничего необычного в этом нет. Однако он очень заинтересован рассказом о сверхъестественном. Ум Ивана, не перегруженный книжными истинами, воспринимает рассказ Мастера именно так, как и ожидает Мастер восприятия своего романа. Именно этого внутреннего чувства реальности и не хватало редакторам, которые старались подогнать талантливый роман под государственный «писательский стандарт».
Мастер же, напротив, воспринимает события, сопровождающие появление Воланда не как из ряда вон выходящими; а как закономерно происходящие с обычными людьми — грубыми и бессердечными. В своем романе Мастер описывает идеального человека, попавшего в такое же грубое общество и погибшего от рук людей, не желающих жить по законам души и истины. Мастер искренне верит, что люди искусства должны открыть массам свет истины. И когда именно люди искусства с тонкими и чуткими душами оказываются против идей Мастера, нервы Мастера не выдерживают. Он, к
Да, Мастер не умер, но умерло нечто в его душе, и он не способен бороться за светлое и чистое.
Булгаков ставит вопрос: что человеческого в дьяволе и что дьявольского в человеке? Мастер, живущий своими чувствами и эмоциями, уверен, что время от времени дьявол в облике человека приходит в мир и проверяет людей. Погруженный в свои чувства, Мастер, знает наверняка, что встреча с Воландом опасна для слабого человека, но неизбежна. Однако оторванность Мастера от реального мира делает его абсолютно беззащитным перед человеческим обществом. Законы МАССОЛИТА для Мастера оказываются более чудовищными, чем деяния дьявола на земле. И Мастер завидует Ивану, жалеет, что не он, а неудачник-поэт встретился с тем, о котором он знает так много и встрече с кем ждет всю жизнь.
В отличие от Мастера, Иван — человек-материалист. Для него существует только то, что он видит, что может потрогать. Он рассказ о дьяволе воспринимает как предупреждение о появлении нежданного человека. Даже уже однажды столкнувшись с ним, Иван не может оценить, насколько нереально бороться с дьяволом человеческими руками. Это война морали, война между дьяволом и духовным обликом человека. Мастер, созданный Булгаковым, — идеальный человек, тот человек, встреча с которым опасна для дьявола. Иван — представитель грубой, темной массы, но в душе он добрый и не испорченный человек. Встретившись с дьяволом, он вызывает его на открытый бой и, естественно, ему проигрывает.
Итак, встреча Мастера и Ивана, по сути, должна быть посвящена поиску способа борьбы Человека с Дьяволом. Однако автор изначально сознает беспомощность Человека. Эту слабость, неспособность защитить себя Булгаков усиливает тем, что герои, от которых мы ждем действий, и победы в самом начале битвы оказываются без оружия, осмеянные и униженные. Человек снова не готов противостоять Дьяволу.