Сочинения по литературеСалтыков-Щедрин М.Е.История одного городаРазвитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения

Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения

Истоки средневекового мышления восходят к позднеантичной философии. В поздней античности психологические знания развивались в рамках различных течений идеалистической философии. В них проявился особый интерес к внутреннему миру человека. Прежде в сферу душевных феноменов включались процессы, обеспечивающие слаженную работу всех систем организма, а указания на внутреннюю жизнь как таковую встречались лишь в описании познавательных процессов. Основатель же последней оригинальной системы античности — неоплатонизма — Плотин (205–270) настаивал на необходимости обратиться к внутреннему миру человеческой души. Отличительный признак души он видел в ее своеобразной природе, которая проявляется в знании о себе самой.

Плотин оказал сильное воздействие на Августина Блаженного (354–430) — самого крупного философа эпохи патристики (II–VIII вв.). В этот период происходили оформление и разработка христианской догматики и философии, в которой неоплатонизм сыграл определяющую роль. Плотин изменил образ мыслей Августина, человек предстал перед ним в ином свете. В своей “Исповеди” Августин утверждал, что по-настоящему проблема всех проблем — не космос, а человек. Принимая платоновское определение, согласно которому человек — это душа, нуждающаяся в теле, Августин через призму религиозной концепции творения, воскресения и воплощения Христа вложил в понятия души и тела новый смысл. Проблема человека интересовала Августина не как абстрактная, а как проблема конкретной личности в ее отдельности и особенности. В учении Августина человек — личность, связанная с Богом, человек — образ и подобие Бога. Не в испытаниях природы и мира, но, углубляясь в душу, мы находим Бога. Будучи образом и подобием Бога, человек обладает волей, которая автономным образом определяет его жизнь. Августин различал две воли — плотскую и духовную. Действие плотской воли распространяется лишь на утилитарную деятельность, она — причина греховных действий. Духовная воля устремлена на жизнь в духе. В процессе осознания несовпадения человеческой воли с Божественной происходит открытие “Я” как личности.

Для Августина воля становится определяющим фактором человеческого существования, все роды деятельности внешних чувств и мышление в своей основе есть волевые акты. Таким образом, среди всех душевных состояний Августин выделил волю, которой приписывал решающую побудительную силу. Признание любого человека личностью явилось прогрессивным достижением Августина. С позиций христианской философии он впервые ясно и четко заявил об уникальности, ценности и свободе личности, ее ответственности перед людьми и Богом за свои поступки.

Главная особенность средневекового периода в человеческой истории заключалась в том, что церковь монополизировала образование и научные знания. В таких условиях философско-психологическая мысль могла развиваться только с религиозных позиций. Все естественное предавалось анафеме. В результате развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Тем не менее некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевой жизни, об обусловленности психических качеств естественными причинами накапливался. Основная заслуга в этом принадлежала таким крупнейшим представителям арабоязычной культуры, как Авиценна (Ибн-Сина) и Аверроэс (Ибн-Рушд). Авиценна (980–1037), наблюдая за нарушениями при ранениях мозга, дал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом. Аверроэс (1126–1198) также указывал на теснейшую связь между состояниями сознания и физиологическими явлениями, называя некоторые силы души продуктами телесных органов.

В целом же средневековая психология развивалась в направлении, намеченном Плотином и Августином Блаженным, все более приобретая этико-теологический характер. Полагалось, что мир создан Богом через Сына и ради Сына, и потому все внимание человека было вынесено за пределы человеческого и направлено исключительно к Богу.

В эпоху схоластики (XI–XIV вв.), когда христианские догматы под огромным влиянием философского наследия Аристотеля получили законченное рациональное оформление, изучение душевной жизни также осуществлялось в рамках богословских задач. Эти задачи пытался разрешить великий систематизатор схоластики Фома Аквинский (1226–1274).

Начиная с Фомы Аквинского полагалось, что Бог создал мир не ради славы своей, а для славы человека не затем, чтобы наслаждаться, а затем, чтобы беседовать со своим творением, ибо Слово нуждается в ответном слове, которое требует всего человека. Поэтому, хотя душа самосуща и нематериальна, она получает окончательное осуществление в плоти. Тело свято, как свята душа.

Фома Аквинский (Аквинат) понимал, что философия Платона, которой придерживались Плотин и Августин Блаженный, могла привести к противопоставлению духа и природы, в котором природа выступает как злое начало. Платон, обожествляя душу, сводил тело к темнице и понимал единство души и тела как что-то эпизодическое и негативное. Души отдельных людей стремятся к единому общему разуму, в котором они сливаются. Такая позиция вела к отрицанию личного бессмертия и к идее переселения душ, что противоречило христианству. Поэтому Фома Аквинский обратился к первому и наиболее глубокому критику Платона — Аристотелю, который реабилитировал единство души и тела, рассматривая его как соотношение формы и материи. Однако, следуя за Аристотелем, он внес изменения в учение о материи и форме.

Душа для Фомы Аквинского выступает формирующим принципом, она бестелесна, это чистая форма без материи, поэтому она неуничтожима. Однако наряду с чистыми формами в бестелесном мире существуют формы, воплощающиеся лишь в материи. Так, растительные (вегетативные) и животные (сенситивные) функции души реализуются только в теле для деятельности в земной жизни. Человеческая (разумная) душа, с одной стороны, будучи низшей из чистых, бестелесных форм, является бессмертной, а с другой стороны, как высшая из форм, нуждающихся в материи, выступает принципом всей органической жизни. Благодаря этому предназначение и призвание человека состоит в том, чтобы соединить в себе естественное и сверхъестественное, земное и божественное. Об этом свидетельствует процесс познания, который не есть чисто духовный процесс. К Богу, познанию истины можно идти двумя путями: путем веры, откровения — это короткий, непосредственный путь, и путем разума, науки — это длинный путь. В познании истины посредством разума различаются два уровня. Первый уровень образует познание через органы чувств, посредством которых открываются внешние свойства отдельных вещей. Второй уровень познания — интеллектуальный. Интеллект не является актом какого-либо телесного органа, через него познают сущность вещей. Интеллект расширяет человеческое познание, превышает ощущение, так как может воспринимать вещь обобщенно, в ее родовом естестве. Разум от фактов, ощущений приходит к истине, объясняет бытие Бога и ценности христианства.

>

Фома Аквинский ввел принцип единства человека, в котором отчетливо проступает примат личности над видом. Философ утверждал, что человека надо изучать всего целиком, т. е. в единстве души и тела. Он говорил, что труп (тело) — это не человек, но и привидение (дух) тоже не человек. Человек — это личность. Личность означает то, что есть самое совершенное во всей природе. Аквинат призывал жить в реальном мире, в единстве с природой, которая, будучи творением Бога, есть доброе начало, и стремиться к земному, а не только к райскому блаженству.Разум и возникающая на его основе свободная воля делают человека ответственным за свои поступки, ибо он в состоянии выбирать между добром и злом. Однако в конечном счете, согласно Аквинату, источником свободных человеческих решений является не сам человек, а Бог, который вызывает в человеке стремление поступать так, а не иначе. Зло не в утрате рациональности, как думали древние греки, а в неподчинении Богу, в утрате связи с Ним. Тело к злу не причастно. Не тело заставляет грешить дух, а дух порочит тело. Корень зла в порче духа и свободы.

В XII в. зарождается светская опытная наука. Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214–1292), убежденный в том, что знание — сила, во многом предвосхитил мыслителей эпохи Возрождения и нового времени. Он выдвинул принцип конкретного эмпирического знания в области естествознания, утверждая, что есть два пути к знанию: аргументация, которая приводит к выбору, но не избавляет от сомнений, и эксперимент. Р. Бэкон призывал к разработке оптики, механики, инструментария научного познания. Много занимаясь оптикой, он исследовал законы рефракции света, объяснил функции линз, сконструировал очки, изобрел телескоп. Исходя из общих законов распространения, преломления и отражения света, он систематизировал знания о зрительных нервах и зрительном восприятии. Если с помощью органов чувств можно постигать природные истины, познавать тайны тела, то познание души, по Р. Бэкону, под силу только внутреннему опыту, получаемому в свете Божественного. Для познания души необходим особый род вдохновения, некое внутреннее просветление. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном, мистическом опыте.

Поиски новых путей в науке, начатые Р. Бэконом, были продолжены в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.), общим пафосом которой стала идея гуманизма. Величайшие итальянские гуманисты А. Данте (1265–1321), Ф. Петрарка (1304–1374), К. Салютати (1331–1406), Л. Бруни (1370–1444), Л. Валла (1407–1457), Пико дела Мирандола (1463–1494) и другие провозгласили самоценность земной жизни, заявили о достоинстве человека. К. Салютати ввел в обиход понятие humanitas, которым он обозначил способность человека совершать добродетельные поступки. Humanitas не дана человеку от рождения, она вырабатывается образованием и жизненным опытом, она есть результат упорного труда, работы души, в том числе и в процессе изучения гуманитарных дисциплин — studia humanitas. Эти дисциплины (поэзия, риторика, история и философия) изучают человека с точки зрения его общих особенностей и поэтому способствуют его общему развитию и возвышению, формированию его духовной природы.

Предельные основания для признания самоценности земной жизни человека стремились найти Н. Кузанский (1401–1464) и Дж. Бруно (1548–1600). Человек, как и всякая вещь, утверждал Н. Кузанский, есть микрокосм, он содержит в свернутом виде весь мир. Обладая разумом и сознанием, человек включает в себя образцы всех вещей, как действительных, так и возможных, человек предназначен для творчества. Через творческую деятельность своего ума человек как бы уподобляется Богу.

До открытия Н. Коперника (1473–1543), заменившего геоцентризм гелиоцентризмом, человек мыслился несомненным центром всех связей мирового целого. С появлением гелиоцентрической концепции Н. Коперника ситуация изменилась. Так, М. Монтень (1533–1592) заявил, что человек не является центром мира, а Дж. Бруно признавал человека частью природы. Как конечное земное существо, человек обладает смертной душой и должен осознавать неизбежность личной смерти. Только разумная часть души может быть бессмертной. Человеческий разум — это “живое зеркало” — способен, преодолевая конечность его носителя, охватить мир единым взором и путем озарения, созерцания и некоей интеллектуальной интуицией постичь бесконечную Вселенную. Безграничная любовь к бесконечному, которая отличает подлинных мыслителей, поэтов и героев и которая возвышает человека над размеренной повседневностью, уподобляет его Богу.

Важнейшей особенностью Ренессансной эпохи является возрождение естественнонаучного направления и развитие таких его областей, как медицина, анатомия и физиология человека. Уроженец Швейцарии, философ и врач Теофраст Гогенгейм, известный под именем Парацельса (1493–1541), медицину считал всеобъемлющей наукой, поскольку она заботится о благе человека. Процессы, совершающиеся в человеческом организме, он сводил к химическим соединениям и превращениям трех начал: ртути, соли и серы. Ртуть соответствует духу, соль — телу, а сера — душе. Все свойства тел Парацельс объяснял различной пропорцией в них этих трех начал. Отклонение от нормального соотношения ртути, соли и серы обусловливает болезни. Так, излишнее содержание серы вызывает лихорадку, а соли — водянку. Поскольку всю природу Парацельс населял духами и демонами, то задачу медицины он видел в том, чтобы восстановить нарушенный вторжением чуждого духа порядок, который в здоровом состоянии обеспечивается археем — верховным жизненным духом всякого существа. Парацельс был убежден в том, что, воздействуя магическими приемами на архея, можно управлять материальными процессами.

Несмотря на магико-мистическую форму новой теории Парацельса о природе человеческого организма и методах лечения болезней, его деятельность стимулировала изучение анатомии и физиологии человека. “Колумбом человеческого тела”, отцом научной анатомии стал нидерландец А. Везалий (1514–1564) — автор фундаментального труда “О строении человеческого тела”, пришедшего на смену анатомии Галена. Ценные указания по вопросам кровообращения были даны испанским врачом М. Серветом (1511–1553). С выходом в свет книги английского ученого В. Гарвея (1578–1657) “О движении сердца и крови” было положено начало физиологии как науки.

Так постепенно составлялись представления об анатомо-физиологических основах человеческой психики и создавались предпосылки для развития психологии вне рамок учения о душе.

Английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (1561–1626), который считается основателем опытной науки нового времени, отказался от изучения души как особого предмета и призвал перейти к эмпирическому описанию ее способностей: ощущений, восприятий, интеллекта, воображения, памяти, желаний, воли. Тем самым Ф. Бэкон подготовил предпосылки развития психологии в рамках философских учений о сознании.

В 1590 г. немецкие схоласты Р. Гокленкус и О. Кассман впервые ввели термин “психология”.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения

Слов:1829
Символов:14117
Размер:27.57 Кб.