«Маленький принц» - трогательная, наполненная тонким лиризмом сказка, которую сразу же полюбили взрослые и дети. Маленьких читателей она захватывает интересным сюжетом, необыкновенными приключениями, которые происходят с волшебным мальчиком-принцем. Взрослым нравится философское содержание, которое заставляет задуматься над важными вопросами жизни и человеческих отношений, над такими вечными ценностями, как любовь, верность и чувства обязанности перед людьми. Героем сказки выступает ребенок. В этом проявилась любовь Экзюпери к детям и печаль о собственном детстве, которая всю жизнь не покидала его. А самое главное - уверенность писателя, что детское видение мира - естественнее, человечнее, а поэтому - правильнее, чем у взрослых. Мир должен быть совсем не такой, каким его делают взрослые люди.
Маленький принц, этот любознательный космический путешественник, который путешествует с планеты на планету, встречаясь со взрослыми людьми, видит всяческие бессмыслицы: властолюбие, спесь, жадность, пьянство, черствость души… И эти бессмыслицы имеют силу, а все умное, хорошее, красивое - слабое. Но взрослые - странные люди, они не замечают бессмыслицы, всякой ерунде предоставляют большой вес, а главное - красоту природы и человеческих отношений, правдивость, дружелюбие, искренность не видят и потому не признают.
Так как взгляд у них обезображен, он потерял чистоту и непосредственность, присущие ребенку. Конечно, в жизни могли бы быть другие отношения, если бы люди старались «приручить» друг друга, налаживать между собой связи, если бы они воспринимали мир не глазами, а сердцем. «Хорошо видит только сердце, главнейшего глазам не видно». Сердце воспринимает отношения между взрослыми людьми как бессмыслицу, но объяснить, почему в жизни происходит так, что эта бессмыслица берет верх над человеком, оно не может. Здесь должен бы объяснять ум, здесь нужно было бы говорить о социальных взаимоотношениях людей, а их автор умышленно не затрагивает, его интересуют только моральные отношения.
Сказка заканчивается грустно, тем не менее у читателя она оставляет не только печаль, а и стремление к светлому, красивому, к тому, чтобы у взрослых людей в будничной суете,
Есть произведения, которым не повезло, настолько они прекрасные. Это было бы парадоксом, если бы мы не видели это в жизни. Мыло «Алые паруса», пивной бар «Ассоль» - даже и такое было. Их образы стали банальными, так как пораженные ими люди тиражировали их с наилучшими намерениями. К таким произведениям и принадлежит «Маленький принц» графа (хотя Французская республика и не признавала титулов), авиатора и писателя Антуана де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» взрослые передали ребятишкам. Спасибо им. Кто-то из великих сказал, что для детей нужно писать, как для взрослых, только лучше.
Так Экзюпери и написал. Сказку о несуществующем принце, розе. Пилот и Лиса разговаривают с пришельцем… И взрослые не поняли, что перед ними не сказка, а притча, т.е. поучительный рассказ, в котором в чрезвычайно простой форме изложены важнейшие, а потому и самые сложные вопросы бытия. Недаром же Иисус Христос любил этот литературный жанр. Притча о рисунках, которые воспринимаются в каждом возрасте по-своему, учит нас искусству понимания не только того, что все люди разные. Ну и что здесь понял бы 10-летний мальчик?
Только смешную историю о рисунке шляпы. Не менее интересно было бы разобраться с притчей о планетных королях. Вот пример настоящей власти, которой подчиняются даже астрономические явления: восход или закат солнца. Для мальчика здесь просто юмор. Но не лучше ли будет обработать эту часть «Маленького принца» на общем заседании правительства и Рады. В самом деле, чуть ли не должен руководитель (король в притче) издавать свои Указы лишь тогда, когда настало благоприятное время, и лишь такие, которые отвечают нуждам этого времени. Лишь такой король не потерпит поражения. Есть в «Маленьком принце» суровая и трагическая притча - рассказ о том, можем ли мы вернуться туда, откуда вышли, к тем, кто был нам близок. Последние горькие страницы, в конце концов, могут доказать, что перед нами не детская игрушка, а книга, наполненная раздумьями о человеке, его жизни, неразумных поступках и расплате.