Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубли¬кован в 1966—1967 годах и сразу принес писателю миро¬вую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает у литераторов споры.
Его определяют как роман-миф, философский ро¬ман, роман-мистика и так далее. Это так происходит потому, что роман соединяет в себе все жанры сразу, даже те, которые вместе существовать не могут. Пове¬ствование романа направлено в будущее, содержание как психологически так и философски достоверное, проблемы, затронутые в романе, вечные.
Основной идеей романа является борьба добра и зла, понятий неразделимых и вечных. Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр, — роман в романе. Один — о судьбе Мастера, другой о Понтии Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой — как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и проти¬воречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа можно заметить, как Моск¬ва соединяется с Ершалаим, то есть один роман совме¬щается с другим и переходят в одну сюжетную линию. Читая произведение, мы находимся сразу в двух изме¬рениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с про¬межутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь меж¬ду московскими и ершалаимскими главами.
Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа является любовь. Любовь — вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви яв¬ляется самой любимой для писателя. По мнению авто¬ра, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит из любви. Любовь возвышает человека над миром, пости¬гает духовное. Таково чувство у
Но все же автор делает ее самой положи¬тельной героиней романа и сам встает на ее сторону. На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, че-ловек сам должен делать свою судьбу. В романе присутствуют три сюжетные линии: философская- Иешуа и Понтии Пилат, любовная — Мастер и Маргарита, мис¬тическая и сатирическая — Воланд, вся его свита и мос¬квичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени. Завязкой романа яв¬ляется сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о су¬ществовании Бога. На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распо¬рядком на земле», если Бога нет, Иван Бездомный отве¬чает: «Сам человек и управляет». Автор раскрывает от¬носительность человеческого знания и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу.
Что является правдой автор повествует в библейских главах, которые являются центром в романе. Ход совре¬менной жизни заключается в повествовании Мастера о Понтии Пилате. Еще одной особенностью этого произ¬ведения является то, что он автобиографичен. В обра¬зе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Мар-гариты — его любимую женщину, его жену Елену Серге¬евну. Наверное, поэтому мы воспринимаем героев ре¬альными личностями. Мы сочувствуем им, переживаем, ставим себя на их место. Читатель будто перемещается по художественной лестнице произведения, совершен¬ствуясь вместе с героями. Сюжетные линии завершают¬ся, соединяясь в одной точке — в Вечности.
Такая своеобразная композиция романа делает его интересным для читателя, а главное — бессмертным про¬изведением.