Рыцарский роман - эпический жанр, распространенный в литературе средних веков. Возник в период расцвета рыцарства, впервые во Франции в середине XII ст. Для произведений этого жанра присущ авантюрный сюжет, построенный на странствованиях, подвигах, приключениях рыцаря, элементы фантастики, гиперболы. В Испании рыцарский роман получил распространение значительно позднее - в эпоху Возрождения. Странствующий рыцарь, который идет на подвиги ради славы, морального усовершенствования и в честь своей дамы. Главный герой обедневший идальго Алонсо Кихано, начитавшись рыцарских романов, решил стать странствующим рыцарем, чтобы защищать обездоленных, бороться со злом, возродить справедливость.
Пародия - жанр фольклора и художественной литературы, собственное юмористическое или сатирическое произведение, в котором имитируется творческая манера писателя ради осмеяния ее как не соответствующей новым художественным запросам.
Роман был задуман автором как пародия на рыцарские романы. На пародийный характер произведения указывает автор в прологе, говоря, что единственным его желанием было придать общей насмешке нерассудительно лживые рыцарские книги. В них герой жил и действовал в условном времени и пространстве. Сервантес, сохранил все формальные основы рыцарского романа: высокую и благородную цель странствующего рыцаря, его приключения и подвиги, образы оруженосца, Прекрасной Дамы. Автор изображает своего геро
При сохранении внешних признаков пародии в романе удачно объединяются черты авантюрного, бытового, философского романов. Мотив странствия, дороги оказался идеальным для такого произведения. Литературовед Н. Бахтин писал по этому поводу: “На рубеже XVI-XVII веков на дорогу выехал Дон Кихот, чтобы встретить на ней всю Испанию, от каторжника, идущего на галеры, до герцога”. Описывая странствия героя, Сервантес высмеивает не только бестолковость рыцарских романов, а и все отжившее, несправедливое, что наблюдал он сам в жизни. Объектом высмеивания становятся человеческий эгоизм, мелочность, практицизм, жестокость.
Произведение Сервантеса - это еще и настоящая энциклопедия испанской жизни. Заезжие дворы, мельницы, дворцы, усадьбы, каторжники, паломники, солдаты, кастеляне, корчмари, разбойники, пастухи, мужчины, женщины - все представлено в романе. Фигура Дон Кихота на фоне такой будничности выглядит одновременно и комической, и трагической. Устами главного героя автор высказывает мечту о несокрушимом стремлении человека к идеалу, что придает роману философскую окраску.