Граф Мар, фанатик дела Стюартов. Образ старого роялиста с его манерами рыцаря, с его чувством чести, не позволяющей ему воспользоваться даже для восстания деньгами, которые мошеннически выманил Рашлей у дядюшки-купца, написан с явной симпатией. Вальтер Скотт выделяет Мара из числа остальных заговорщиков, поэтизирует его, но при этом показывает и его обреченность. Старый граф обречен на неудачу, на провал: к власти рвутся хищные дельцы вроде Рашлея, жаждущие славы и богатства, не считающиеся ни с какими правилами чести и морали. Вынужденный довериться Рашлею, граф Мар затем становится жертвой его предательства.
Постепенно перед Фрэнком вырисовываются подробности подготовляющегося заговора. Развитие этой политической интриги и есть основная сюжетная линия романа, ведущая его героев к решительному столкновению, к якобитскому восстанию 1715 г.
Писатель сообщает, что в дни подавления восстания Фрэнк сражался в рядах правительственных войск против повстанцев. Сообщает Вальтер Скотт и о том, что в ходе военных действий гибнет почти вся семья старого помещика Осбальдистоиа, участвующего в восстании. Этим подчеркивается обреченность всего дела, за которое подняли оружие якобиты, обреченность феодальной реакции и ее реставраторских планов. Наконец получает воздаяние за все свои преступления и Рашлей — дважды предатель, сперва приспешник якобитов, затем ренегат, выдавший их тайны. Так вершится суд истории над лагерем феодальной реакции в романе «Роб Рой».
Много правдивого и в том, как обрисовал Скотт защитников буржуазной монархии. Здесь и крупные дельцы, вроде мистера Осбальдистоиа — купца из Лондона, и мистера Джарви — купца из Глазго, здесь и феодалы, вроде Монтроза и его лэрдов, почитающие за благо поддерживать существующий режим.
Примечательно, что в самой обрисовке своих врагов-якобитов Фрэнк, от лица которого ведет свой рассказ Вальтер Скотт, не проявляет особой ненависти. О судьбе своих кузенов, погибших во время восстания, он пишет не без сочувствия. Старого графа Мара — одного из опаснейших главарей восстания — он пытается спасти. Быстрая готовность примириться с недавним врагом и даже помочь ему объясняется, конечно, не только тем, что Фрэнк лично обязан графу и любит его дочь, хотя и эта романтическая ситуация должна быть учтена. Отношение Фрэнка к его побежденным противникам объясняется тем, что и якобиты Осбальдистоны, и Фрэнк Осбальдистон — сын лондонского дельца, в общем могут быстро договориться и понять друг друга. В этом сказывается правдивость Вальтера Скотта в изображении правящих классов Англии, которые еще оспаривают друг у друга власть, но ведут этот спор уже после компромисса 1688 г., когда в стране их объединенными стараниями созданы условия для общего нажима на интересы народных масс, осуществляемого и помещиками и капиталистами.
Правящие классы Англии XVIII в.—тори и виги, сторонники монархии дворянской и монархии буржуазной, помещики и купцы—изображены в романе Скотта хотя и с соблюдением тех дистанций, которые исторически существовали между просто дворянином и графом, между купцом и дворянином, но именно как нечто целое. Связи, объединяющие их, сложны: они отражают историю формир
Конечно, в романе немало мест, показывающих и старые патриархальные связи — Роб Роя и графа Мара, и новые экономические связи, возникающие между тем же мистером Джарви и Роб Роем, и человеческое взаимопонимание, устанавливающееся между Фрэнком и Роб Роем. Но если окинуть общим взглядом все события романа, изображаемый в нем процесс, то станет ясно, что народ нужен представителям правящих классов Англии либо для выколачивания из него податей и долгов, либо для политических авантюр. Вальтер Скотт отразил в своем романе это действительное положение вещей.
Народ — толпа горцев и волнующийся городской люд — пугает и господ из замка, и дельцов из Глазго, когда он поднимается для борьбы против насилий, чинимых над ним. Народ для них прежде всего — непокорная масса, которую хотят обуздать и обмануть якобит Рашлей и лояльный сторонник ганноверской династии Монт-роз. И мистеру Джарви, и Фрэнку — «доброму малому», как изображает его Вальтер Скотт, — народ внушает одновременно и сочувствие, и сострадание, — но и страх. Они далеки от него, от его трагедии, от его бед и стремлений.
Мятеж подавлен, роман завершается благополучно — Фрэнк женится на мисс Верной, Рашлей покаран за все свои подлости и предательства, и даже Роб Рой не попал в руки солдат и своих кровных врагов — лэрдов из других кланов; автор счастлив, что может сообщить в конце романа о его вполне «пристойной» смерти -- не в тюрьме и не на виселице, где не раз кончали свою жизнь смелые люди, братья Роб Роя, народные защитники. Но несмотря на этот внешне благополучный конец, читатель понимает, как трагична судьба Роб Роя и его товарищей.
В отличие от других романов Скотта, в центре этого произведения стоит образ простого человека, гуртовщика, обманутого и ограбленного знатью и по-своему мстящего за себя, за других простых людей Шотландии, разоренных и обездоленных правящими классами.
Роб Рой — образ подлинно существовавшего вожака группы шотландских горцев, упорно и долго боровшегося против произвола и гнета шотландских дворян и английских поработителей. Народ поддерживал и скрывал Роб Роя, помогал ему отбивать налеты карательных экспедиций и обнаруживать предателей, которых засылали к Роб Рою его враги. Успешно избегая наемных убийц и ловушек, Роб Рой прожил долгую трудную жизнь, жизнь среди опасностей и борьбы,— и умер, так и не попав в лапы своих врагов.
Народ горных областей Шотландии не забыл Роб Роя. Долго хранились предания и песни о его подвигах, о его храбрости и благородстве. Он стал одним из народных героев Шотландии XVIII в.— страны, насильно присоединенной к Англии и не раз пытавшейся вернуть себе былую независимость.