Несомненно, большим несчастьем любого народа является отсутствие героев. Тяжел и бесконечен путь такого государства, и страшно представить, что ждет его в конце этого пути.
В XX в. на долю России выпали тяжелейшие испытания: революции, войны. Но, наверное, более ужасно то, что зачастую не пришлые люди, не вторгшиеся на нашу землю враги уничтожали наш народ, а сами же русские годами жили под страхом расправы со стороны своих же соотечественников. Увы, стремясь к счастью и справедливости, мы пришли к господству лжи и насилия. Лидеры, умевшие повести за собой народ, к несчастью, руководствовались только одной целью — власти, наживы.
Говорят, небывалые перемены, тяжелые лишения порождаю гениев, способных и словом, и делом противостоять злу. Такие люди позднее получают всеобщее признание.
К ним можно отнести и Александра Исаевича Солженицына. Его судьба необыкновенна, он один из тех, кто осмелился противостоять тоталитарному режиму.
Родившись в 1918 г. в крестьянской семье, Солженицын до определенного времени был обычным советским человеком. Он учился, закончил физико-математический факультет Ростовского университета. Но в 1941 г. его судьба резко меняется. Началась войнами Солженицын попадает на фронт.
Любая война перекрывает уже устоявшиеся основы, меняет образ мысли челоёека, вскрывает в людях то, что долгими годами было не востребовано или сознательно пряталось. Именно это и происходит с Солженицыным: в письмах к другу он открыто критикует происходящее, не щадит самого Сталина, к нему приходит осознание античеловеческой сути системы, потребность противостоять ей.
Солженицын честно воевал, как и многие другие, был ранен, прошел практически всю войну, расправа НКВД настигла его только в 1945 г., в феврале: на территории Восточной Пруссии капитан Солженицын был арестован из-за отслеженной в переписке с другом критики Сталина и осужден на восемь лет.
Несмотря на кажущийся небольшим срок (а давали и по десять, и по двадцать пять лет) и этих восьми лет достаточно было, чтобы уничтожить человека, как говорил Берия, стереть в лагерную пыль. Позже в рассказе «Один день Ивана Денисовича» Солженицын поведает о том, как это происходило. Рассказ — это галерея человеческих судеб. Перед нами — лица безвинно осужденных людей: это и бригадир Тюрин, которого посадили за его происхождение, и Алешка-баптист, который пострадал за свою веру.
Любое мгновение подневольной жизни становится полем боя за человеческое достоинство. Одни в этом бою проигрывают, как например, Фетюков, вылизывающий миски, засматривающий в рот Цезарю в ожидании подачки: он — жалкое живое существо, подобие человека.
Другим, как например, Шухову, удается противостоять бездушной адской машине, сохранить человеческое достоинство, чистоту души. К ним можно отнести Солженицына: лагерная жизнь не сломила его. Сидевшие с ним вспоминали, что он отличался от других заключенных: если кто-то, как Иван Денисович, прятал еду или что-то, что могло обеспечить выгоду в лагере, то Солженицын прятал словарь Даля.
Но вот наступил 1953 г., и заключенный под номером Щ-252 выхсдит на свобод
В 1956 г. Солженицына реабилитируют по причине отсутствия состава преступления. Поразительно: режиму потребовалось одиннадцать лет, чтобы признать человека невиновным.
В 1962 г. году в журнале «Новый мир» с одобрения А. Т. Твардовского и Н. С. Хрущева был напечатан рассказ «Один день Ивана Денисовича». Вскоре в том же журнале выходит «Матренин двор». Эти публикации приносят Солженицыну славу и признание не только в России, но и за ее пределами. Автора принимают в Союз писателей, даже ставится вопрос о присуждении ему литературной премии. Но впереди были «Раковый корпус», «В круге первом». Власть отреагировала незамедлительно: писателю предложили побольше смягчать и вообще не вдаваться в никому ненужные подробности, а затем в 1965 г. запретили печататься.
Галина Вишневская писала о способности Солженицына влиять на умы, чего никогда не прощает тоталитарный режим. В конце 60-х начинается открытая травля: его жестко критикует пресса, исключают из Союза писателей.
В 1974 г. после появления первого тома «Архипелага ГУЛАГ» писатель обвинен в измене Родине и выслан за границу.
«Архипелаг ГУЛАГ» — это художественное исследование в трех томах — памятник запытанным на следствии, расстрелянным в подвалах, умерщвленным на этапах и в лагерях...» Анна Ахматова сравнивала Солженицына с Данте Алигьери, творящим «десятый круг ада», Л. К. Чуковская называла «Архипелаг ГУЛАГ» «мастерской человеческих воскрешений». Автор не выбирал — он воскрешал всех, кого поглотила адова пасть. Наряду с реальными узниками режима действует еще одно фантасмагорическое лицо — сам Архипелаг, механизм, перерабатывающий человеческий материал, превращающий людей в жидкость. Но главное, Архипелаг ГУЛАГ— это отнюдь не какой-то мир: границы между тем и этим миром размыты, это одно пространство — сама система. В том и была опасность Архипелага ГУЛАГ.
Но шли годы, казалось, все меняется. 28 мая 1994 г. Солженицын возвращается в Россию, ликуя, встречают того, о ком без сомнения, можно сказать: «Победитель режима».
Он вернулся в Россию, считая необходимым быть со своим народом, строить вместе с ним новую жизнь, новый мир. Великий сын своей Родины, он не променял ее на обеспеченную, спокойную жизнь за границей, где был признан и почитаем. На Родине же его ожидало то, чего Солженицын не мог предвидеть: его произведения не печатают, у него бесцеремонно отнимают телепрограмму, его игнорируют. Но писатель не сдается. Он по-прежнему придерживается принципа, высказанного в нобелевской лекции: «И простой маг простого мужественного человека: не участвовать во лжи... Пусть это при- ходит в мир и даже царит в мире, но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь. Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает — зримо, неопровержимо для всех. Против многого в мире может выстоять ложь, — но только не против искусства».
Наверное, именно поэтому он отказывается от лицемерно предложенной ему президентом награды. Наверное, поэтому он остается на родине, именно поэтому он — великий сын России.