Сочинения по литературеСолженицын А.И.Матренин двор"Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор")

"Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор")

В одном из последних выступлений по телевидению Солженицын сказал: «Россия – это не только Москва и

Санкт-Петербург. Россия в большей степени – это Урал, Сибирь, Алтай, Черноземье.… И сегодня хранителями русских традиций

и загадочной русской души являются жители русской провинции». Это не пустые слова, Солженицын хорошо знает русскую

глубинку: он родился и рос в Кисловодске, вернувшись из ссылки в 1956 году, он поселился в деревне Мильцево Рязанской

области. Работал в сельской школе учителем математики. Состояние души Солженицына, прошедшего восемь лет лагерей, потом

три года ссылки, было тяжелое. Ему хотелось покоя и уединения. Он долго искал в этой деревне дом для поселения, и завхоз

школы привел его в дом замечательной женщины Матрены Васильевны Захаровой. Она и является прототипом героини рассказа

«Матренин двор». Исследователи отмечают, что примерно 40% лексики, используемой автором в рассказе, заимствованы из

словаря Даля. Это настоящие русские слова, которые давно уж!

е не употребляются. Например, при описании избы Матрены, Солженицын применил забытые слова, как «мосты», «горница». Все

это создает образ глубинки России, автор старается показать «нутряную Россию». Конечно, в рассказе кое-что изменено

название деревни «Тальново»; и героя приводит во двор к Матрене женщина. Последний имеет особый смысл: исстрадавшаяся

душа героя ищет успокоения, так усталому путнику нужен родник, чтобы напиться. Чуткая женщина почувствовала эту

необходимость (жажду) героя и безошибочно привела его к источнику доброты, чуткости и святости – к Матрене.

Матрена совершенно не похожа на односельчан. Она «не выбивалась, чтобы купить вещи. Не гналась за нарядами. За

одеждой приукрашивающей уродов и злодеев». Ее жизненная позиция не совпадает с позицией рядом живущих людей. В эпоху

коллективизации ей удалось сохранить настоящую русскую душу, с верой в добро, умением радоваться чужому успеху и

достатку, сочувствовать и помогать.

А ведь жизнь не баловала Матрену: любила одного (Фаддея), а вышла замуж за его брата. Потеряла мужа и шестерых

детей. Но нашла силы и растила приемную дочь – Киру, - дочь Фаддея. Проработала 25 лет в колхозе, но не имела пенсии.

Все близкие люди не понимали ее. Они использовали Матрену, надсмехались над ней, грубо обращались с ней. А она все равно

продолжала помогать соседям, родным и подругам, и даже не просила оплаты за свой труд, да никто и не платил ей. За

такое бескорыстие и доброту ее можно назвать праведницей. Только никто в селе и не задумывался об этом, считали: так и

должно быть. Пожалуй, только приезжий человек – рассказчик (в его лице автор) увидел в ней ангела небесного. Автор с

любовью и благодарностью описывает ее: обращает внимание на ее доброе русское лицо с мудрыми глазами, «на свет в ее

глазах, который шел из глубины души». Особенно подчеркивается

ее «лучезарная улыбка» и «открытое лицо, лицо человека, у

которого чистая совесть».

Для раскрытия образа Матрены, большую роль отводится избе Матрены. Автор подробно ее описывает. Вещи,

находящиеся в избе: обои, фикусы, плакаты, нельзя назвать просто предметами. Все они продолжение хозяйки, часть ее. И

можно провести параллели между Матреной и домом. Уже в названии они слиты. Матрену, несмотря на ее энергичность, разил

«черный недуг», о котором ничего не могут сказать доктора, так и червоточина разрушала избу изнутри. Эти два существа

погибают, от старости, а возможно и от порчи. На горницу «легло проклятье с тех пор, как руки Фаддея принялись ее

ломать».

Конфликт между Матреной и селом в рассказе не развит, здесь скорее равнодушие и пренебрежение, непонимание ее

мировоззрения. Мы видим лишь одного неправедного Фаддея, принудившего Матрену отдать часть дома. В итоге он и погубил ее

на злополучном железнодорожном переезде.

После смерти Матрены морально скудеет село. Описывая ее похороны Солженицын не скрывает своего не довольствия

односельчанами: хоронили Матрену в бедном, не крашеном гробу, пьяными, хриплыми голосами пропели «вечную память», делили

поспешно ее вещи.

Почему же они так бессердечны?

Автор объясняет озлобление людей социальными проблемами. Коллективизация привела деревню к обнищанию: колхозники не

получали ни копейки денег, «только палочки в тетради учетчика». Не было дров, топить печь, ведь гектары леса вырубили. В

магазинах пусто: нет хлеба, продуктов. Не разрешали скосить сена для личной коровы; даже огороды обрезали. Нищета

социальная привела село к духовной нищете.

Взгляд Солженицына на деревню 60-х годов отличается суровой, жестокой правдивостью. Но эта, правда, проникнута и болью,

и мукой, и любовью, и надеждой. Любовь – это стремление изменить социальный порядок, приведший Россию к краю пропасти.

Надежда в том, что если в каждом селе есть хотя бы одна праведница, а он надеется что есть: «ведь не стоит село без

праведника», следовательно, и Россия будет жить. И стоит затеряться в самой глубинке России, что бы встретиться хотя бы

раз с таким человеком как Матрена.

В статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын пишет: «Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они

скользят как бы поверх этой жижи /насилия, лжи, мифов о счастье и законности/, нисколько в ней не утопая, даже касаясь

ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это праведники, мы видели,

удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же…, и тут же погружались опять на нашу

обреченную глубину. Мы брели кто по щиколотку (счастливцы), кто по колено, кто по горло…а кто и вовсе погружался, лишь

редкими пузырьками сохранившейся души напоминая о себе на поверхности».

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор")

Слов:785
Символов:5993
Размер:11.71 Кб.