Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе «Матренин двор» он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных сдвигах, которые происходят в душах крестьян.
Главной героине рассказа пришлось испытать на своем веку много горя и несправедливости: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия русской деревенской женщины. Из отдельных деталей складывается В рассказе целостный образ русской деревни. Вот, например* название места действия — станция Торфопродукт. Оно показывает нарушение, искажение исконно русских традиций. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень, на чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, а себе получил Героя Социалистического Труда.
А. И. Солженицын показывает, как постепенно произошла в деревне подмена интересов конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным — стол стал скуден и беден. Колхозники в до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось выбирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, а огромные площади пустовали за заборами. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не
Жадность, зависть друг к другу, озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг с другом, спорили».
Сцена похорон Матрены — центральный момент в рассказе. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила Матрена всю жизнь. И оказалось, что уходит она из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился в своего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью.
Все, что говорит А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор » о судьбах русской деревни, показывает, что его творчество было не столько оппозицией к той или иной политической системе сколько к ложным нравственным основаниям общества. Он стремился вернуть вечным нравственным понятиям их глубинное, исконное значение.