Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» (1959) имел автобиографическую основу. То, что увидел писатель в русской деревне после своего освобождения, было типичным, а поэтому особенно болезненным. Тяжелое положение деревни, испытавшей страшные годы коллективизации, кормившей страну во время войны, поднимавшей после лихолетья разрушенное хозяйство, так правдиво не представало на страницах произведений. Работа в колхозе за трудодни вместо денег, отсутствие пенсии и какой бы то ни было благодарности («Государство — оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет») — все это реальность крестьянской жизни, о которой нужно было громко заявить. Первоначальным названием было — «Не стоит село без праведника», окончательный вариант был предложен А. Т. Твардовским.
В центре повествования находится простая русская крестьянка, до краев испившая беды своей страны, своей малой родины. Но никакие жизненные трудности не могут изменить этого душевного человека, сделать его черствым и бессердечным. Вот Матрена никому и не могла отказать, всем помогала. Потеря шестерых детей не ожесточила героиню: всю материнскую любовь и заботу она отдала приемной дочери Кире. Сама жизнь Матрены — нравственный урок, она не укладывалась в традиционную деревенскую схему: «Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь’ их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злоде
Матрены, «преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел»: начал разбирать сарай и забор, оставшиеся без хозяйки.
Внутренний свет души таких людей освещает жизнь окружающим. Потому-то и говорит в финале рассказа автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».