Я прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Теперь я уже никогда не смогу забыть ни Мастера, ни Маргариту, ни Иешуа, ни Понтия Пилата, ни Воланда.
Как и у всех писателей, у Булгакова присутствует тема любви. И я думаю, что «Мастер и Маргари- та» — это в первую очередь роман о любви, а уже потом о совести, чести и т. д. Но заодно с любовью идет тема творчества, то есть одно перекликается с другим, являясь движущей силой всего живого. Тема любви органически вливается в другие темы и окрашивает их своей необычностью и неповторимостью.
Главные герои романа — Мастер, «сумасшедший» писатель, его возлюбленная Маргарита, замужняя женщина, и Воланд, зло в человеческом обличье. Вторая параллель главных героев — Иешуа и Понтий Пилат, иудейский прокуратор. Одно является частью другого: Мастер пишет роман о Понтии Пилате.
Наличие в романе двух планов повествования сообщает произведению необыкновенную притягательность, порождает целую вереницу нетрадиционных мыслей, заставляет задуматься над прошлым и настоящим, провести переоценку всех нравственных идеалов, побуждает к действию и заставляет ощутить личную ответственность каждого конкретного человека за поступки, совершенные в жизни.
История знакомства Мастера и Маргариты проста и красива одновременно. Они случайно встречаются на улице, в переулке на Тверской. Нелепые желтые цветы, пара фраз и... «любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» — говорит Мастер Ивану Бездомному, сидя в психиатрической лечебнице. Туда он попадает из-за своего романа о Понтии Пилате. Роман не восприняли ни великий критик Латунский, ни литератор Мстислав Лавро- вич... Лишь Маргарита поддерживает Мастера. Она с таким нетерпением ждала окончания романа, постоянно перечитывала его и потом сохранила обгоревшие страницы. Ведь она любила Мастера, причем любила не только его, но и все, что его окружало. Все, что было важным для него, непременно становилось важным и для нее. Все, чем жил Мастер, являлось чрезвычайно ценным и для Маргариты. Именно поэтому его трагедия — это ее трагедия. Они поистине две половинки одного целого.
Приходится констатировать тот факт, что образ Маргариты противопоставлен писателем образу Мастера. Человек, художник, не вписывающийся в стереотипы строителя советской эпохи, существующий в мире одиноко и потому особенно заметно, сохраняющий в себе смелость иметь собственные творческие замыслы и определенные, отнюдь не типичные человеческие ценности, в борьбе за личное авторское право не выдерживает бесчеловечных законов и сдается. Он в конце концов отрекается и от своего романа (сжигая его), и от своего дара. Целиком и полностью уйдя в свои мысли, пережив отчаяние, Мастер и в физическом плане отрекается от мира, от людей, попав в психиатрическую больницу.
Для самого М. А. Булгакова, активного человека и состоявшегося художника, такой выход из создавшегося положения был неприемлем. Он писал прои
Маргарита, полюбив Мастера, перестает жить своей собственной жизнью. Она теряет дп4 всякий смысл, а проблемы, возникающие в процессе написания и публикации романа ее возлюбленного, приобретают первостепенное значение и повышают ее собственную самооценку. Она резко, не раздумывая порывает со своим благополучным прошлым и с удивительной энергией пытается у дела любимого. Этот человек, в отличие от Мастера, не только размышляет, но и совершает Ради его спокойствия, физического и нравственного, она готова идти на любые жертвы, пытается найти выход из ситуации. В ней очень ярко проявляется деятельное, творческое начало. Она наст испробовать все средства.
Когда Мастер сходит с ума и пропадает, жизнь для Маргариты теряет смысл. Мастер же посте! думает о ней, но не может изменить своего положения. Казалось бы, конец истории. Но тут вмешивается судьба в образе Князя Тьмы, Воланда. Он со своей свитой посещает Москву в поисках для дьявольского бала и между тем устраивает везде беспорядки, будь то концерт «иностранного ста» в Варьете или посещение «закрытого» магазина. Воланд, созерцая «картины» современной Москвы, делает вывод, что ничего не изменилось со времен древности. Люди столь же жадные и корыстные, хотя, как и в прежние времена, есть исключения...
Маргарита же живет с нелюбимым мужем, и едва узнав о том, что Мастер жив, принимает предложение нечисти. Она перестает быть обычной женщиной и становится ведьмой, воспользовавшись необычным кремом, любезно предложенным Азазелло. Именно эта готовность пожертвовать собой даже своей жизнью, помогает ей выстоять и выдержать испытания на балу. Она ведь, прекрасно понимает, что ее ждет награда, и заранее готова изложить свою просьбу Воланду. Перерождение Маргариты до и после встречи с ним обусловлено неразрешимостью тупиковой ситуации в реальной жизни и отысканием других путей решения проблемы. Ведь она не просто требует от Воланда вернуть ей Мастера, но и настаивает на возвращении рукописи как необходимой возможности его нравственного возрождения.
Даже нечистая сила не может отнять у нее любви к Мастеру. Да Воланд и не стремится это сделать. Он удивлен силой любви Маргариты к Мастеру, ее самопожертвованием и даже состраданием к несчастной Фриде и поэтому не мешает ей мстить врагам Мастера и спасает его. Мы знаем, что Мастеру и Маргарите пришлось расстаться с жизнью (сделки со злом не проходят даром) ради своей любя., Но они не пожалели об этом ни на минуту. И пусть их тела умерли, зато души обрели друг друга.
Конечно, кто-то скажет, что это всего лишь красивая сказка и что в жизни такого не бывает. Но «в сказке ложь, да в ней намек»... М. А. Булгаков хотел сказать именно то, что наше время ничем не отличается от любого другого в этом смысле, что такая любовь вечна.
Я считаю, что, пока существует такая всепобеждающая любовь, стоит жить. Ведь это значит, что чудеса случаются и что все человеческое окончательно не исчезло из нашего мира.