А.И. Солженицын – писатель, публицист, общественный деятель. Основной темой его творчества является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях, по А.И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы – в этом его величие.
А. Солженицын – лауреат Нобелевской премии по литературе за 1970 год. Он написал много рассказов, миниатюр, несколько романов и пьес, сотни публицистических статей.
Его имя невольно связывается в сознании многих читателей с самым впечатляющим его героем, рязанским крестьянином, бывшим солдатом, лагерным “работягой” с номером “Щ – 854” - Иваном Денисовичем Шуковым из повести “Один день Ивана Денисовича”.
Это не только описание одного дня нашей истории, но и повествование о сопротивлении человеческого духа насилию. Большая часть персонажей – подлинные, из жизни взятые натуры. Таковы, например, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский. Образ главного героя Шукова, по свидетельству автора, сложен из солдата – артиллериста той батареи, которой командовал на фронте Солженицын, и из заключённого №854 Солженицына. Легко заметить, что в повести как бы два то сливающихся, то разделяющихся голоса, два рассказчика, активно помогающих друг другу. Безусловно, первым мы слышим голос автора. Он описывает Ивана Денисовича, то лежащим утром под одеялом и бушлатом, “сунув обе ноги в подвёрнутый рукав телогрейки”, то бегущим на мороз, думающего о том, куда их погонят работать. Но чем больше мы вслушиваемся в повествующий монолог автора, всматриваемся в подробности быта, в фигуры заключённых, тем яснее становится следующее: а ведь многое автору как бы “подсказывает” соавтор, Шуков. Однако и автор, то есть сам писатель с его раздумьями о народе, о народном чувстве, инстинкте нравственного самосохранения, не исчезает в монологе героя. Автор в известном смысле больше и по-своему знает Ивана Денисовича, он по существу создаёт его, “передаёт” ему значимую часть своего жизненного опыта: так, вся знаменитая сцена кладки стены – это явно эпизод биографии писателя. Автор вживается в характер героя, перевоплощается в героя, усваивает его язык. Двуединствие точек зрения обусловили и свободу сюжетного развёртывания характера Ивана Денисовича, и конфликтов повести.
Главным героем Солженицын сделал рядового
Человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливаются в труде, в процессе работы. Всем своим поведением в лагере герой доказывает, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить её свободы.
А. Солженицын показал один, как считает его герой, удачный день: “в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, …стену Шуков клал весело…И не заболел. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый.”
Совсем иначе звучит авторская оценка: “Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три”. Внешне спокойная, объективная и оттого ещё более страшная оценка.
Глубокое вживление автора в героя, взаимное перевоплощение их, действия и помыслы, утверждающие нравственное величие, позволили писателю высказать свои представления о красоте и идеальности человека, живущего “не по лжи”. Писатель создал реалистический характер подлинно народного героя, сумевшего пронести через все испытания и сохранить лучшие качества русского народа. Таким человеком с русским национальным характером является и А.И. Солженицын.