АТТвардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты, ушел на фронт. И проходя по дорогам войны, поэт создал удивительный памятник русскому солдату и его подвигу.
Героем “Книги про бойца”, как определил сам автор жанр своего произведения, становится Василий Теркин, который являет собой собирательный образ русского солдата Но в книге есть ешУ один герой - сам автор Нельзя даже утверждать, что это всегда сам Твардовский Скорее, речь идет о том обобщенном образе автора-повествователя, который присутствует в “Евгении Онегине”, “Герое нашего времени” и других произведениях, составляющих основу русской литературной традиции Хотя некоторые факты из поэмы совпадают с реальной биографией А.Т.Твардовского, автор явно наделен многими чертами Теркина, они постоянно вместе (“Теркин — дальше Автор — вслед”) Этот факт позволяет говорить о том, что автор в поэме - это тоже человек из народа, русский солдат, который отличается от Теркина, по сути, лишь тем, что “в столице курс прошел”. А.ТТвардовский делает Теркина своим земляком. А потому слова
Я дрожу от боли острой,
Злобы горькой и святой
Мать, отец, родные сестры
У меня за той чертой —
становятся словами и автора, и его героя Удивительный лиризм окрашивает те строки поэмы, в которых говорится о “малой родине”, что была у каждого из солдат, принимавших участие в войне Автор любит своего героя, восхищается его поступками Они всегда единодушны
И скажу тебе, не скрою, —
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой
Автор в поэме является посредником между героем и читателем С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор уважает “друга-читателя”, а потому стремится донести до него “правду сущую” о войне Автор ощущает свою ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только рассказать о войне, но и вселить в читателей (известно, что “Василий Теркин” издавался отдельными главами в течение войны, а замысел восходит еще ко времени финской войны) веру в несокрушимость духа русского солдата, оптимизм Иногда автор как бы приглашает читателя проверить истинность своих суждений
В поэме постоянно сквозит тонкий авторский юмор В самом начале поэмы автор называет шутку самой необходимой в солдатском быту вещью
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой
Образ Теркина потому и полюбился фронтовикам, что в нем не было казенной лжи, дешевого, наигранного патриотизма Его отличала простота, которая вовсе не мешала ему и в часы переправы, и под бомбежкой, и в рукопашной схватке оказываться настоящим героем
И только иногда, в самые ответственные минуты жизни Теркина, поэт позволяет себе открыто славить мужество тех, кто сражается против фашистов
Кто одной боится смерти —
Кто плевал на сто смертей
Пусть ты черт
Да наши черти
Всех чертей
В сто раз чертей
Сам герой тоже чаще всего высказывается шутливо, иронично Патетическая интонация не для него Но и в его словах прорывается иногда настоящая боль, глубокая любовь к родине
Я загнул такого крюку
Я прошел такую даль,
И видал такую муку,
И такую знал печаль'
Мать-земля моя родная,
Ради радостного дня .
Ты прости, за что — не знаю,
Только ты прости меня'
Наверное, эти слова до слез трогали читателей поэмы — точно таких же солдат, как Теркин, только не умевших так вот высказать свою печаль и любовь
Текст поэмы наполнен прибаутками, присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором Твардовский, герой поэмы Теркин или народ вообще — невозможно
Поражает наблюдательность автора, зоркость его взгляда и мастерство передачи деталей фронтового быта Книга становится своеобразной “энциклопедией” войны, написанной “с натуры”, в походной обстановке Автор верен не только деталям Он прочувствовал психологию человека на войне, ощутил такой же страх, голод, так же радовался и горевал А главное, “Книга про бойца” написана не по заказу, в ней нет ниче го показного, нарочитого, она явилась органичным выражением потребности автора поведать современникам и потомкам о той войне, в которой “бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле”.