Принципы волшебной сказки Толкиен реализовал в книге «Властелин колец» (1954-1955). Накануне Второй мировой войны и во время ее писатель проникался раздумьями над судьбой человечества, проблемами природы зла, тирании, власти. Его книга, сперва задуманная как продолжение «Гоббита» — повести для детей, становилась все более серьезной, «взрослой». Это обозначилось и на общем тоне рассказа. На смену авторской иронии, мягкому юмору «Гоббита» пришел взволнованно-патетичный стиль «Властелина колец». Как и в «Гоббите», герои новой книги отправляются в опасное путешествие, но на этот раз цель экспедиции намного важнее. Во «Властелине колец» племянник Бильбо Фродо должен добраться к Мордора, чтобы бросить в Огненную Пропасть Кольцо-Невидимку, когда-то похищенное его дядей Бильбо у безобразного Горлума. От результата путешествия Фродо зависит судьба Средиземья: если Кольцо получит властитель Мордора Саурон, то на земле воцарится зло. Таким образом, Фродо, сначала так же ничем не примечательный гоббит, как и Бильбо, становится эпическим героем, ответственным за судьбу целых народов.
С этой линией переплетается история восхождения на престол Арагорна, наследника трона Гондора. Арагорн приобретает черты доблестного воина, мудреца, ловкого знахаря. Арагорн олицетворяет традиционное представление о герое эпоса, вместе с тем Фродо и его слуга и друг Сэм продолжают тему героизма маленького человека, который Т. начал еще в «Гоббите».Фантазия писателя неисчерпаема. Он создает древовидных энтов, жителя леса Тома Б
Согласно своим принципам, Толкиен подчеркивает временную отдаленность событий, которые происходят в его эпопее. «Властелин Колец» сопровождается дополнениями, в которых представлены генеалогии, хроники королей и правителей, описание народов Средиземья и их языков. Так создается Вторичный мир, и читатель становится очевидцем исторических событий, которые определяют судьбы народов Средиземья.