Изображая разные миры, Булкагов делал ударение на разрыве между ними. Роман «Мастер и Маргарита «является предупреждением человечеству о следствиях нарушения законов бытия. Кроме того, каждый из миров произведения - земной, библейский и космический - имеет, согласно философской концепции, две стороны. На первый взгляд, в Москве все благополучно, люди едят, пьют, развлекаются, но на самом деле это общество давно больное. Поэтому на Землю и приходит дьявол в образе обычного обывателя. Использование филосовский мотивов помогает Булкагову осознать скрытое, нераскрытое содержание жизни и показать ее настоящую сущность. Характерной особенностью композиции является также то, что эпический рассказ объединяется с лирическими отступлениями, в которых показывается авторская позиция. Одна из наибольших тайн романа - библейский сюжет, который разворачивается в воображении мастера.
Что это? Евангелие от Булкагова? Или Евангелие от Мастера? Или Евангелие от Воланда, как пишут в некоторых исследованиях? И кто же есть на самом деле Иешуа Га-Ноцри - Христос или нет? Чем различаются он и ершалаимские жители с библейскими героями? На основании сюжета романа «Мастер и Маргарита «можно сделать вывод, что Булкагов развивал главные идеи Евангелия от Луки, в котором Христос изображается как Сын Человеческий. Но Иешуа в романе уже не Христос и даже не его литературная интерпретация, как считают некоторые исследователи. Иешуа - это человек, как все, и вместе с тем необыкновенный. В романе нет мотивов жертвы во имя искупления человеческого греха. Используя библейскую легенду, писатель вместе с тем отступает от нее. Иешуа изображается без всякого намека на мессианство. Как и обычный человек, он боится боли, смерти, пугается, когда узнает, что его хотят убить.
В романе нет апостолов, матери Марии, нет освященного религией слова «крест», «распятие», не говоря уже о том, что Иешуа не делает никаких чудес и не воскресает. Писатель максимально приземляет библейский сюжет. Иешуа столкнулся в идейном диалоге с Понтием Пилатом, который изображается не как могущественный прокуратор, а как обычный человек, обессиленный головной болью. В Библии Понтий Пилат не мучается сомнениями и укорами совести, а булгаковский герой постоянно балансирует между добром и злом и, приказав убить Иешуа, потом будет страдать, пока мастер не простит его.
Иуда, предав Иешуа, - также уже не библейский Иуда, подлый предатель, а влюбленный мужчина, готовый на все ради женщины. Иешуа Га-Ноцри не провозглашает в романе пламенных речей о спасении человечества и Царстве Божьем. Его истина проста: все люди хорошие, добрые и нужно все сделать, чтобы помочь человеку проявить свою добрую природу, так как только добро может изменить мир. Все, кто общаются с Иешуа, внутренне изменяются. Жестокий собиратель налогов, наслушавшись добрых слов Иешуа, бросил деньги на дорогу и пошел за ним. Сочувствие Иешуа лечит головную боль Понтия Пилата.
Но воля Иешуа Га-Ноцри, его стремление к правде и добру оказываются преступными с точки зрения ершалаимских законов. Любая вера, даже вера в добро, подрывает государственное устройство, основанное на власти и насилии. В этом плане ершалаимский мир романа «Мастер и Маргарита» - это своеобразная модель тоталитарного государства, которое уничтожает человека и человеческие истины. Булкагов изображает насилие в широком историко-философском контексте, он доказывает, что зло есть злом, какие бы формы оно не приобретало, и судьба человека всегда будет трагической, пока человечество не осознает ценности отдельной личности и не вернется к духовным идеалам.
Кто же несет ответственность за насилие? Булкагов отказывается от идеи коллективной вины. Если в Библии Христа распяли по решению синедриона и по требованию толпы, которая кричала Пилату: «Распни его!» (Понтий Пилат лишь утвердил это решение), то у Булкагова вся ответственность за смертную казнь Иешуа возлагается на прокуратора. Именно он виновен в гибели Иешуа. Э. Ренан в книге «Жизнь Иисуса», которая была использована для написания «Мастера и Маргариты», отмечал: «Не Тиверий и не Пилат осудили Иисуса на смерть. Его осудили старый иудейский совет, Моисеев закон… Нации несут такую же ответственность, как и отдельные лица, и если когда-нибудь нация и совершила преступление, то смерть Иисуса может считаться именно таким преступлением».
Тем не менее, Булкагов, с помощью образа Понтия Пилата утверждает, что не может быть общей вины,
Автор прибегает к фантастике, изображая приход дьявола на землю (традиции «Фауста» Й. В. Гете), чтобы показать, что она превратилась в ад, что там, где люди забывают о Христе, наступает царство сатаны. Но Воланд в романе выступает как добрая сила. Сатане уже не нужно даже обольщать людей, земной ад ужаснее и чернее библейского, поэтому даже дьявол здесь добрый. Он пренебрегает земными страстями и земными жителями, показывая их настоящее лицо. Но спасение земли и человечества, по мнению писателя, должны прийти не от дьявола и не от любой другой потусторонней силы.
Спасение должен осуществить сам человек. Маргарита спасает Мастера. Понтий Пилат также старался спасти свою душу, приказав убить Иуду. Но спасение души не может осуществиться через убийство, и Понтий Пилат страдает, пока мастер не освободил его от укоров совести. Мастер спасает также Ивана Бездомного, Иешуа - Левия Матвея. А если человек спасет человека, утверждает Булкагов, еще не утрачена надежда спасти весь мир. Помочь спасению человечества могут также вечные духовные ценности - добро, любовь, милосердие, которые воплощаются в образе Христа. Эта идея представлена уже в начале романа в разговоре Берлиоза с Бездомным о существовании Иисуса, когда неожиданно появляется Воланд, говоря: «Имейте в виду, что Иисус все же таки существовал…». Казалось бы, возникает определенный парадокс - Воланд, дьявол, подтверждает существование Христа.
Но на самом деле здесь нет ничего парадоксального. Значение этого выражения многозначное: во-первых, говоря о Христе, Воланд утверждает свое существование как дьявола, т.е. существование реального зла в обществе. Во-вторых, имя Христа является напоминанием людям о Боге, которого они забыли, и потому стало «все разрешено» в этом мире (известный мотив Ф. Достоевского, который разворачивается в романе). Булгаков широко использует средства комического - юмор, иронию, гротеск, сарказм, которые помогают раскрыть общее состояние общества XX ст., показать его позорное влияние на человека.
За внешним комизмом у автора всегда скрыты горькая боль и тревога за человечество, стремление найти пути выхода из трагедии. «Рукописи не горят» - эта фраза становится лейтмотивом всего произведения и символизирует бессмертие человеческого духа, творчества, добра, любви, воли, христианских идеалов. Сожженный роман мастера о Ершалаиме снова восстановлен. Получают новую жизнь души Мастера и Маргариты. Но куда они летят в финале романа? Куда попадают - в рай или ад? Здесь мы стоим перед важной проблемой света и покоя, которая вызывает разные мысли у исследователей и читателей. Так, одни исследователи считают, что мастер не заслужил света, а только покой, так как воспользовался услугами дьявола, он «слепо идет за Воландом».
Но, ведь никакого соглашения с дьяволом не было?! И Воланд вынужден отпустить свободные души Мастера и Маргариты, так как они не подчиняются его «ведомству». Покой для Мастера - вознаграждение не только за страдание, а прежде всего за поиски смысла бытия. Покой для героя означает не только возможность независимо жить и создавать, это покой не для себя. Это мечта о гармонии человека и мира, о возможном земном Царстве Бога, Царстве истины и добра. А гармония мира должна рождаться из гармонии человеческой души. Покой мастера в вечном, духовном просторе, гармония душ его и Маргариты становятся залогом будущего преобразования мира в глобальном масштабе.
Творчество Булкагова имеет большое значение для мировой литературы. Он развивал философско-психологическое направление в реализме Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Сенкевича, Л. Толстого. Булкагов видел XX ст. как апокалипсическую эпоху, «время мировых катастроф». В его произведениях разоблачаются недостатки государственной системы, звучит протест против абсурдного социального устройства, против насилия. Разнообразные средства комического, фантастика, своеобразная символика помогли писателю разрушить миф о будто бы счастливом обществе и показать его настоящую сущность. Но критический пафос всегда объединялся с большой верой художника в силу духовности человека, в возможность его возрождения.