Русский прозаик и драматург Михаил Булгаков был удивительной личностью. Ему были присущие понятия чести, человеческого достоинства, отвращение к фальши, которые он вобрал еще в детстве с родственной атмосферы и интеллигентного окружения, где воспитывался. Вступив в литературу, он заявил о себе как талантливый наследник русской классической литературы. Вопреки диктату коммунистической идеологии и установки социалистического реализма, писал произведения, в которых в резких сатирических тонах изображал советскую действительность, это сатирическая повесть «Собачье сердце», фантастически-сатирическая повесть «Фатальные яйца», повесть о «маленьком» советском человеке. Его проза и драматургия выражали мировосприятие интеллигенции, которая не прониклась пафосом социальных преобразований, а продолжала опираться в своей жизни на традиционные культурные и этические основы (роман «Белая гвардия», пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош» и др.).
Честность перед самым собой не разрешала Булгакову радостно шагать в единой шеренге советских писателей, которые воспевали «огромные» превращения в СССР. Именно через это художник стал объектом травли со стороны критиков и чиновников от искусства, Булгаков писал о себе: «На широком поле словесности русской в СССР я был единственным литературным волком. Мне советовали покрасить кожу. Бессмысленный совет… Со мной и совершили, как с волком».
В конце 20-х годов власть, которой в литературе нужны были «винтики» и «кони» а не личности, наложила запрет на публикацию произведений Булгакова, Сталин разрешил ему заниматься исключительно работой в Мхате. Вот почему в полифоническом романе Булгакова «Мастер и Маргарита» так остро звучит одна из и тем - личность и власть. Начало тысячелетия нашей эры. Ершалаим - главный город одной из провинций Римской империи. Четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытой колоннаде между двумя крыльями дворца Ирода Большого перед прокуратором Иудеи Понтием Пилатом стоял Иешуа Га-Ноцри, которого предъявляли обвинение в подстрекательстве
Конец 20-х - начало 30-х годов XX столетия. Москва - столица одной из больших мировых государств - СССР, что провозгласила себя поборницей добра. Мастер - писатель, который отважился написать роман. Он отважился напомнить людям о вечных истинах добра и любви, о Боге, от которого советских людей государство призвало отречься. Могла советская власть оказывать содействие выходу в мир такого романа? Редакция, куда автор отнес свое произведение, отказалась его печатать, а в печати одна за одной начали появляться статьи, в которых литературные критики предлагали «ударить, и ударить, по богомазу, которому захотелось протащить в печать апологию Иисуса Христа». Со временем Мастера арестовали. Так власть, которая боялась личностей, отреагировала на роман, который противоречил ее идеологии. Сломленный автор после выхода из тюрьмы отказался от напрасной борьбы за свой роман, спрятался в психушке, но не отрекся своего произведения.
На первый взгляд может показатся, что и Иешуа, и Мастер, как и автор, испытали поражения в столкновенье с властью. И на самом деле это не так. Сущность таких личностей, которые не боятся говорить правду о добре и зле, проповедуя нетленные истины, делает наш мир лучшим. Свидетельством этого является тот факт, который, хотя с опозданием на несколько десятков лет, произведения Булгакова все же таки были напечатаны, а писатель признан одним из величайших художников мировой литературы.