Проблема взаимоотношений народа и государства — это вечная проблема РФ. Конечно же, исключительный писатель А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве, ведь любой талантливый писатель — вечно часть своего народа.
А. Н. Толстому довелось существовать и творить в очень трудный и противоречивый срок нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое — это значит понять и осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха Петровских реформ, коренных преобразований жизни РФ начала XVIII века, как нельзя лучше помогает осознать всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны. Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический роман «Петр I».
Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает буквально с первых страниц произведения. Царь умер, начинается смутное пора. И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу РФ, за их собственную судьбу. Ведь русский народ не мыслит себя отдельно от Отечества, будущее страны — это и будущее народа. Все ждут перемен, уверены в их неизбежности, но народ боится этого. Народ не знает, с кем ему шагать, куда шагать. Он не имеет голоса в решении своей судьбы. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонников Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившие такой основательный след в душе маленького Петра, ещё раз обнажают всю бессмысленность и беспощадность задерганных неразберихой людей, страшащихся своего будущего.
Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям свою опору Петр видит как раз в народе. Выходец из народа Алексашка Менши-ков становится главным его помощником.
Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые позже славно послужат царю и Отечеству.
Придя к власти, Петр начинает свои реорганизации. Он действует жестоко, более того слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ стихийно протестует против этого. Причиной, например, стрелецкого бунта послужило прежде всего непонимание народом политики царя, неприятие тех методов, кото
Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает солдатам тянуть пушки, повозки во пора переходов, пребывает в самой гуще сражений с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ, цельный, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.
Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через несколько лет русская армия разобьет непобедимые корпуса шведов. И устами царя аккурат народ дает гневную отповедь фельдмаршалу ОТильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинстве. Сцена осады Нарвы показывает полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе.
И сильно символично, что аккурат Меншиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву.
Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить в этом месте новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и напряжения русского народа. Основная трагедия в этом месте в том, что верх снова видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния народа царю. Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме как насилия. Петербург растет на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень х
арактерен образ каторжанина Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к винтикам государственной машины.
Своим романом «Петр I» A. H. Толстой отрицает насилие государства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.