Над романом «Петр Первый» А. Н. Толстой работал более двадцати лет. Прежде чем произведение увидело сеет, писатель создал рассказы «Наваждение» и «День Петра», пьесу «На дыбе». Все это являлось набросками к будущему грандиозному произведению.
Уже тогда он много работал над историческими источниками, чтобы наиболее полно передать события Петровской эпохи. Близкое знакомство автора с этим историческим периодом позволило ему во всей полноте передать колорит того времени. Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, быт и национальные традиции, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты этого переломного в жизни России времени. Центральное место в романе занимает реформаторская деятельность царя Петра I. Толстой видел в решительных реформах этого государя положительное, разумное начало, поскольку они были направлены на создание новой России.
Важной темой в романе является вечная проблема России — тема взаимоотношений народа и государства, народа и личности. Конечно, выдающийся писатель А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель — всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной проблемой. А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое — это значит понять и осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха.петровских реформ, коренных преобразований жизни России начала XVIII в., как нельзя лучше помогает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны. Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический роман «Петр I».
Взаимоотношения народа и государства мы видим уже в самом начале романа. Царь умер, а с его смертью начинается смутное время. И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу. Ведь народ русский не мыслит себя отдельно от отечества, будущее страны — это и будущее народа. Все ждут перемен, уверены в их неизбежности, но народ боится этого. Народ не знает, с кем ему идти, куда идти. Он не имеет решающего голоса в управлении своей судьбой. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонников Петра.
Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившее такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмысленность и беспощадность борьбы задерганных неразберихой людей, страшащихся будущего. Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям Петр видит свою опору в народе. Выходец из народа Алексашка Меньшиков становится главным его помощником. Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и отечеству.
Придя к власти, Петр начинает свою реформаторскую деятельность. Возможно, действия царя и жестоки, но они оправдываются необходимостью. Петр насаждает о
Нажми на картинку и желание курить навсегда пропадет!
Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании ны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступают патриотизм наро&Я его стойкость, способность принести себя в жертву на благо отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией.
И устами царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О' Гильви, который не желает
Он помогает своим солдатам тянуть пушки и повозки во время переходов, находится в самой гуще сражения. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ — единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества. Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская армия разбивает непобедимые корпуса ШВеДОВ.
И устами царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О' Гильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинстве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе. И глубоко символично,что именно Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву. Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и напряжения русского» рода. Основная трагедия заключается в том, что власть снова видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибель» сотен людей, новым противостоянием народа и царя. Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме насилия.
Таким образом, Петербург буквально строится на костях, на муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Важным здесь является образ Федьки. Вместе с этим каторжником Толстой высказывает протест против бесчинства властей, которые видят в народе только! орудие для достижения собственных целей, только шестеренки механизма огромной государственно! машины. Но «полетят» шестеренки, рухнет и машина. Отношения между народом и государством в нашей стране очень противоречивы.
Писатель показал стороны этих взаимоотношений во всем их многообразии. Толстой пришел к выводу, что никакие цели не оправдывают насилия государства над народом. Именно так решает для себя эту проблему автор романа «Петр Первый».