Главная тема всех произведений А. Толстого - тема Родины. К ней обращается он в период эмиграции в повести «Детство Никиты» и романе «Аэлита», о ней пишет в трилогии «Хождение по мукам» и в историческом романе «Петр Первый», ей посвящает публицистические статьи военных лет. Эта горячая и глубокая любовь к своей стране и народу пронизывает все творчество А. Толстого. Даже краткий анализ трилогии «Хождение по мукам» позволит показать, как менялось мировоззрение писателя-, как увеличился круг его наблюдений, как все глубже становились художественные обобщения. Внимательное изучение действительности, активное участие в общественной жизни страны, знакомство с громадным историко-документальным материалом позволили А. Толстому глубоко, исторически правдиво и всесторонне отобразить революцию и гражданскую войну. Роман о судьбах интеллигенции в революции превратился в роман-эпопею о великом русском народе в один из важнейших, переломных периодов его истории.
30-е годы в творческой биографии А. Толстого стали периодом расцвета его таланта (назовем произведения этих лет). В 1938году он мог сказать о себе: «Я стал участником строительства новой жизни на земле, я вижу задачи эпохи. Мне ясны мои задачи».
Рассказывая о творчестве А. Толстого в период Великой Отечественной войны, отметим, что его замечательный талант проявился в эти годы с новой силой: он написал более 60 публицистических статей, сами названия которых звучали как призывы: «Стыд хуже смерти», «Нас не одолеешь!», «Мы должны выстоять!», «К подвигам, к славе!». Прочитаем отрывок из первой его статьи «Что мы защищаем»: «…моя Родина, моя Родина, моя род-пая земля, мое отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе…»
В эти годы написаны и «Рассказы Ивана Сударева», один из них - «Русский характер» -хорошо знаком учащимся. В нем Л. Толстой раскрывает силу русского характера, мужество, героизм, человеческую красоту- черты, наиболее сильно проявившиеся у русских людей в годы тяжелых испытаний. Во время войны создавалась и третья книга романа-«Петр Первый», в которой особенно ощущаются величие и мощь русского народа. Сознание грядущей победы народа над фашистскими полчищами, радость, вызванная успехами на фронте и в тылу, пронизывают не только публицистику А. Толстого, но и последние главы недописанной третьей книги романа.
Работа над романом «Восемнадцатый год» помогла писателю выработать новое понимание исторического процесса, во многом облегчила создание произведения о Петровской эпохе, к которому он приступил в 1929 году. «Работа над «Петром»-писал А. Толстой,- прежде всего вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски».
Высокую оценку романа «Петр Первый» дал М. Горький в одном из писем к А. Толстому: «Петр»- первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга - надолго…»
«Петр Первый», как справедливо отметил А. Серафимович,- «прежде всего книга о русском характере». Поэтому и при обзорном изучении этого произведения уделим внимание лучшим чертам русского на
Обзор содержания романа. Изображение народа. Особенности авторской речи. Познакомим школьников с основными проблемами или теми задачами, которые стояли перед Толстым как перед автором исторического романа. Каковы же они?
Это, по словам самого писателя, «становление личности в эпохе». С исторических позиций подходит Толстой в романе к решению вопроса о роли личности в истории. Одной из важнейших проблем для Толстого было, «выявление двигающих сил эпохи»- исторической роли народа во всех преобразованиях страны, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа, обострения классовых противоречий, приведших затем к восстанию Булавина, которое не успел изобразить Толстой. В романе решается проблема исторической закономерности и необходимости петровских преобразований, культурного развития России, формирования новой интеллигенции (братья Бровкины, царевна Наталья и др.). Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.
Работу над романом «Петр Первый» полезно начинать с рассмотрения композиции произведения, что позволит учащимся охватить контуры всего романа, понять принцип организации материала художником. «Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника… В моем романе центром является фигура Петра I».
Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определили композиционные особенности этого произведения. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, а создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.
Решающие события в жизни страны (восстание стрельцов а Москве, неудачные крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, начало войны со шведами, строительство Петербурга, взятие Юрьева и Нарвы), само движение эпохи составляют сюжетную основу романа. Следует обратить внимание нас на то, что отбор событий был продиктован одной из задач, романа- показать становление личности в эпохе. Поэтому события, изображенные в романе, не являются простым историческим фоном, на котором развертывается жизнь его героев. Толстой показывает, как каждое из исторических событий в той или иной степени воздействует на формирование личности Петра, толкает его к преобразованиям (так, неудачный азовский поход заставил Петра заняться строительством флота, «нарвская конфузил» способствовала реорганизации армии и т. д.).
Далее следует определить центральные конфликты романа. Это прежде всего классовые противоречия - противоречия между самодержавием и народом, борьба нового, прогрессивного, со старым, отживающим, борьба русского народа с иноземными захватчиками за свою национальную независимость.