В романе «Петр Первый» А. Толстой не только воссоздает характерные особенности и главные события эпохи, ее колорит, но и показывает читателю яркие характеры, рисует образы подлинных исторических персонажей, в том числе крупных деятелей.
Одним из таких характеров в романе является царевна Софья. Впервые читатель знакомится с Софьей у постели умирающего царя Федора Алексеевича: «Не плавно, лебедем, как подобало бы девице,— она вошла стремительно». Жесткий, волевой, властный характер рисует автор. Красноречиво о нем говорит портрет Софьи. «Царевна была широка в кости, коренастая, крепкая, с большой головой. У нее хмурое лицо, зеленые мужичьи глаза, сильные мускулы с боков рта. Когда Софья вошла в комнату, где родственники и приближенные ожидали уже неминуемой смерти царя, все насторожились, потому что многого можно было ожидать от решительной Софьи в такой момент.
Единственное, что заставляет думать о Софье как о женщине — это ее любовь к Василию Голицыну, которую та вынуждена была скрывать, хотя ни для кого уже она не была секретом. «Нехорошо было,— без закона, не венчанной, не крученной,— отдавать возлюбленному свое уже немолодое тело»,— отмечает автор. Любовь Софьи горячая, страстная, всеобъемлющая, «неспокойная, не в меру лет; хорошо так любить семнадцатилетней девчонке». У этой любви нет выхода. От ребенка Софья вынуждена была избавиться, и снова пришлось ей тайно встречаться с Голицыным. В разговоре с ним она ведет себя уверенно, властно, за собой оставляет последнее слово. Голицын во всем ей подчиняется, понимая, что спорить с такой женщиной бесполезно, а когда влияние Софьи в царском дворе ослабевает, признается сам себе, что «с бабой прислал себе власть». «Теперь он не скрывался от се
Царевна жаждет власти и добывать ее она готова любыми способами. Целеустремленная Софья полна решимости. «Пусть кричат меня на царство,— зло заявляет она,— щенка ее спихнуть не побоятся». Царевна готова возглавить самые масштабные перевороты. Властолюбие и жажда славы ослепляют ее, когда она отправляет ослабленное и неподготовленное войско в Крымский поход. Заканчивается он не славой, а позором
Софья яростно борется за власть. Показателен в этом отношении эпизод в Успенском соборе. Ее руки берут поднесенный митрополитом образ «плотно, хищно», и, когда Петр делает попытку отнять его у нее, она даже не оборачивается, не тревожится. Так демонстрирует царевна молодому Петру, что она хозяйка положения.
Софья — организатор хитрых и подлых интриг, она страшна в своем желании добиться трона. Злая, едет Софья усмирять молодого Петра в Троицкую Лавру и неожиданно для себя получает жесткий отпор. Стыд, гнев, злоба сотрясают Софью. Она начинает понимать, что подрастает настоящий противник, что погибель ее недалека, что война почти проиграна. Однако не так-то легко успокоить царевну. Не раз пытается она организовать заговор против Петра, не успокаивается и после заточения в Новодевичий монастырь.
Справедливо сказал о Софье литературовед М. Парный: «Толстой пишет ее почти одной краской. Это женщина большого ума, властная и преступно дерзкая. Она является инициатором заговоров и интриг.... Борьба Софьи с Петром дана в романе как непосредственное выражение борьбы старой Руси с подымающейся новой».