«Анна Каренина» есть совершенство…
и такое, с которым ничто подобное
из европейских литератур в настоящую
эпоху не может сравниться.
Ф.Достоевский
После окончания работы над «Войной и миром» Толстой приступил к созданию произведения о Петровской эпохе: собрал большой материал, сделал несколько черновых набросков. Однако процесс писания подвигался очень медленно. Толстой все больше и больше ощущал историческую отдаленность лиц, событий и связанную с этим трудность проникновения в души тогдашних людей. Не желая писать о том, что противоречило своему замыслу, он отказался от его осуществления.
Толстой, как и многие его современники, мучительно искал в эти годы ответ на вопрос: что несет РФ капитализм, как отразится новый злободневный уклад на положении различных общественных классов, в особенности крестьянства? Все больше склонялся он к тому, чтобы написать «роман из современной жизни», который бы «взял за душу» и в котором философские, эстетические и морально-этические проблемы выражены были бы через отношения людей в семье. «Сюжет романа — неверная супруга и вся драма, происшедшая от этого».
Роман «Анна Каренина» сначала был задуман как большое эпическое произведение на тему семейной жизни. Об этом говорит хотя бы его начало: «Все счастливые семьи похожи товарищ на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»; расстановка фигур: Анна и Вронский, Левин и Кити, Стива и Дора Облонские и т. д. Но постепенно, по мере вхождения героев в рамки описываемой эпохи, роман стал наполняться широким социальным содержанием. В результате Толстой не только показал кризис старой семьи, покоившейся на лживой общественной морали, но и, противопоставив искусственной жизни в семье естественные отношения между супругами, попытался наметить пути выхода из этого кризиса. Они, по мнению Толстого, в пробуждении чувства личности, в интенсивном росте самосознания под влиянием социальных перемен эпохи. Анна Каренина обдуманно идет на разрыв с узаконенными в дворянско-буржуазном обществе нормами морали. В трагед
Другой путь выхода из тупика — путь Левина. Женитьба на Кити сделала Левина счастливым семьянином, но не сгладила трагизма его общественного положения. Воспринимая капитализм как всеобщее бедствие, Левин всячески противится его наступлению. Успешно осуществляет он перестройку своего хозяйства. Удобряет землю, выращивает хорошие урожаи — и все это умело, с любовью и со знанием дела. Но ощущение того, что вопрос об изменении общественно-экономического устройства всей страны не может быть решен таким образом, ставит Левина перед лицом неразрешимых противоречий. И он сильно задумывается. Сопоставляя свою личную жизнь с жизнью людей из народа, Левин приходит к выводу: вероятность преодоления трагизма положения правящих классов — в сближении с народом. Важно чувствовать свою невиновность перед народом, потому что правда на стороне последнего. Общее благо как результат нравственного совершенствования каждой отдельной личности, по мнению Левина, наступит само собой, независимо от воли и усилий со стороны.
Духовные искания Левина вобрали в себя мучительный путь размышлений и раздумий о смысле жизни самого Толстого за целое десятилетие после «Войны и мира». В какой-то степени эти искания продолжают линию Оленина («Казаки»), Андрея Болконского и Пьера Безухова («Война и мир»), с той только разницей, что Левин в отличие от своих предшественников ищет причины собственных неудач не в отсутствии полезной деятельности, а в экономической структуре общества.
«Устами К. Левина в «Анне Карениной» Л. Толстой чрезвычайно ослепительно выразил, в чем состоял перевал русской истории… У нас теперь все это переворотилось и только укладывается… «Анна Каренина» — новый крупный шаг Толстого к вершинам реализма, новое крупное явление его писательского мастерства, взволновавшее широкие круги общественности в РФ и за рубежом», —- писал Достоевский в «Дневнике писателя».