Каждое новое произведение Льва Толстого поражало читателей глубоким содержанием, оригинальностью мысли, выразительностью образов. Лев Толстой рисовал характеры и образы с бесстрашной правдивостью. Роман «Анна Каренина» представлял собой новую ступень в творчестве писателя, нес в себе величайшие художественные открытия. Это произведение принадлежит к наивысшим достижениям писателя и всей русской и мировой романистики. Напряженность действия, драматизм переживания и острота интеллектуальной жизни героев отражают характер того времени, когда, по выражению Константина Левина, «у нас теперь все это переворотилось и только укладывается». Подчеркивая ту роль, которую играют в «Анне Карениной» сложные явления личной, семейной жизни людей, Толстой, однако, заставляет нас ощутить и тысячи невидимых нитей, связывающих эту жизнь с общественной атмосферой эпохи. Хотя народные образы занимают меньше места, чем в «Войне и мире», хотя на первом плане романа семьи Щербацких, Карениных, Левиных, Облонских, — но жизнь и труд определяют ту позицию, на которую становится правдоискатель Константин Левин.
В романе две сюжетные линии: одна связана с судьбою Анны Карениной, другая — с духовными исканиями и образом жизни Константина Левина. Анна идет к катастрофе, а Левин находит опору в «Народной правде», в нравственных воззрениях патриархального крестьянства. -
Образу Анны Лев Толстой придал много обаяния, женской прелести неодухотворенной красоты. Портрет Анны не статичен. Он рисуется автором через восприятие окружающих ее лиц. Так, Вронского при первом знакомстве с Анной поражает скрытая сила жизни, полнота чувств, которые пробиваются наружу то в выражении ее глаз и в улыбке, то в быстром, энергическом пожатии его протянутой руки. На других страницах романа Анна показана г
Под внешней благопристойностью общества скрываются разврат и обман. Но не такова Анна. Ей чужда ложь, а следовательно, неминуем разрыв с Карениным. Трагизм положения после ухода к Вронскому обостряется невозможностью примирить и соединить чувства любящей женщины и преданной матери. Разлука с сыном Сережей наносит ей глубокую рану.
И свет мстит ей за самовольно взятое счастье. Она чувствует себя выставленной у «позорного столба». Анна страдает, но настаивает на своем праве на счастье. Только любовь к Вронскому дает ей силы. А эта любовь скудеет… Усиливается отчужденность. Ведь Вронский — типичный представитель дворянской «золоченой молодежи». Здоровый и красивый, он живет по правилам света» И даже любовь не в силах изменить его привычки. Круг замыкается.
И свое отчаяние Анна переносит на весь мир: «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!»— мысленно твердит она. И страшная развязка трагедии неизбежно наступает. И, по мнению Толстого, корни гибели героини ведут в самую толщу социального уклада, определившего неминуемый конфликт с обществом и последующую катастрофу. «Не вам ее судить», — как бы говорит Лев Толстой всей системой образов.